Технология RFID проникает во все сферы жизни

0
236 views

Средства радиочастотной маркировки товаров (RFID) и устройства для считывания радиометок, обеспечивающие новый уровень учета и защиты от воровства, находят все более широкое применение во всех секторах экономики.

Однако поставщикам и потребителям технологий RFID еще предстоит осваивать новые возможности и учиться управлять потоками данных, порождаемых сканерами радиометок.

В будущем RFID-маркировка должна вытеснить из обихода штрих-коды, но сегодня ею снабжаются лишь немногочисленные товары в магазинах, например комплекты бритвенных лезвий, упаковки шампуня и продукты питания, однако ИТ-компании уделяют этой технологии все больше внимания.

Год назад практическое использование RFID освоила немецкая корпорация SAP, которая при содействии Intel, крупнейшего в мире производителя чипов, и ряда других партнеров организовала в одном из супермаркетов в Германии систему учета на базе радиомаркировки. Не так давно этому примеру последовала американская корпорация Wal-Mart, начавшая в конце апреля пробную эксплуатацию подобной системы в Техасе.

Крупнейший в мире ритейлор потребовал от 100 своих основных поставщиков до конца нынешнего года оснастить RFID-метками их поддоны и контейнеры. На данный момент в семи далласских магазинах и в одном дистрибьюторском центре Wal-Mart с помощью радиометок отслеживается передвижение некоторых категорий товаров – пока из всей номенклатуры, насчитывающей 100 000 позиций, экспериментом охвачено лишь 21 наименование. Аналогичный проект разворачивается в немецком городе Райнберге, где в одном из супермаркетов Metro крупные поставщики вроде Gillette, Procter & Gamble, Johnson & Johnson и Kraft также маркируют с помощью RFID свою продукцию.

Но хотя розничная торговля чаще всего упоминается в качестве отрасли, внедряющей RFID, в некоторых других отраслях эта технология получила гораздо более серьезное распространение. Так, нефтяная компания BP выделила целых 60 направлений, где радиометки могут оказаться в высшей степени полезными, и уже начала выполнять соответствующие проекты. По словам Кена Дугласа, директора BP по глобальным технологическим проектам, его компании принадлежит порядка 32 000 торговых точек по всему миру и одним из покупателей BP является Wal-Mart. “Мы планируем снабдить свои продукты радиометками уже к концу года, а в течение ближайших пяти лет RFID-технология станет поистине вездесущей, – говорит Дуглас. – Но соответствующие проекты BP во многом отличаются от того, что мы видим в других отраслях. Нас больше интересует безопасность и защита от воровства”.

Дэвид Гриффитс, руководитель консультационной службы компании Integrated Product Intelligence, также отмечает большой потенциал RFID в области предотвращения злоупотреблений. “Вы можете, к примеру, использовать метку, показывающую, что данный товар был законным образом продан конкретному лицу в конкретном месте и в определенное время, подделать эту метку будет невозможно”, – говорит Гриффитс.

Поставщики технологий уделяют большое внимание проблемам сохранения личной конфиденциальности, которые могут возникнуть при использовании RFID. Так, компания Procter & Gamble ввела должность директора по защите конфиденциальности, а представители британской розничной сети Marks & Spencer заявляют, что радиометки не встраиваются в их товары, а приклеиваются снаружи – так, что при необходимости их можно отделить.

Среди потенциальных областей применения RFID специалисты называют здравоохранение и системы безопасности. “Речь может идти, например, об отслеживании местонахождения предметов и людей, а также о соблюдении ими техники безопасности, – говорит Перри Чайлдс, директор службы поставок компании Diageo. – Если снабдить метками перчатки, шлемы и защитные очки, то сотрудник не сможет начать работу при наличии малейшего нарушения техники безопасности”. В сельском хозяйстве радиометки также могут найти применение: ими можно оснащать каждое животное, чтобы отслеживать его путь начиная с самого рождения. Это не только позволит оптимизировать селекцию, но и облегчит борьбу с эпидемиями вроде коровьего бешенства.

Чтобы реализовать весь этот потенциал, требуются усилия различных поставщиков ИТ, которые, кстати, проявляют к RFID немалый интерес. В частности, корпорация Oracle в марте предложила продукт SensorBased Swiss Services, предназначенный для использования радиометок в сочетании с корпоративными информационными системами. Летом свой первый “коробочный” RFID-продукт должна выпустить также корпорация SAP.

Крис Наттолл