Эпоха виртуальных сотовых операторов для России еще впереди

Виртуальные сотовые операторы — диковинка для российского рынка мобильной связи. Отечественные компании, занимающиеся этим бизнесом, можно пересчитать по пальцам одной руки. В конце прошлого месяца в нашу страну приезжали представители крупного скандинавского виртуального оператора Chess Communication договариваться о совместной работе с «ВымпелКомом» и «МегаФоном».

Mobile Virtual Network Operator (MVNO) — оператор виртуальной сети мобильной связи — предоставляет услуги сотовой связи, не имея собственной сети и радиочастотного ресурса. По сути, MVNO является перепродавцом сотовых услуг — он выкупает оптом у настоящих операторов телефонный трафик и подключает абонентов к их сетям по собственным тарифам.

Лучше всего бизнес MVNO развит в Западной Европе. Там они серьезно конкурируют с реальными операторами, занимая в сумме от 20% до 25% всего европейского сотового рынка. Крупнейшие из таких операторов — британские Virgin Mobile и Carphone Warehouse. MVNO легче конкурировать с обычными сотовыми операторами, потому что они меньше тратят на развитие инфраструктуры. Все, что им нужно, — это создание биллинговых систем для обработки клиентской базы, налаживание каналов сбыта контрактов да организация службы поддержки клиентов.

Попытку стать первым русским виртуальным оператором предприняла в 1998 г. компания «Корбина Телеком», решившая продавать услуги сотовой сети стандарта DAMPS, принадлежавшей «ВымпелКому». Однако в 2003 г. «Корбина Телеком» решила выкупить DAMPS-сеть за $20 млн. Хотя сотовая лицензия осталась за «ВымпелКомом», само оборудование и 50 000 абонентов перешли к «Корбине», и вместе с тем она потеряла право называться «настоящим» MVNO.

Попытку стать виртуальным оператором не раз предпринимал шведский холдинг Tele2, владеющий рядом российских региональных операторов сетей стандарта GSM-1800. Представители его дочерней компании «Tele2 Россия» пытаются договориться с другими региональными операторами о сотрудничестве в тех областях страны, где не работают «дочки» Tele2, и, похоже, уже близки к успеху.

В начале года в Москве появились сразу два классических MVNO. Виртуальными партнерами «МегаФона» в столице стали компании «Матрикс-Телеком» и «Центральный телеграф» (торговая марка «Мегател»). Предлагая услуги одной и той же сети, эти два оператора стараются подать их совершенно по-разному. «Матрикс-Телеком» ориентируется на молодежную аудиторию, предлагая максимально дешевые тарифы (в особенности на междугороднюю связь). «Мегател» сделал ставку на солидность. Ресурсы «Центрального телеграфа» дают возможность предлагать клиентам подключение к прямым московским номерам, дефицит которых остро ощущается в столице.

Тем не менее, по данным крупнейших сотовых дилеров, продажи MVNO «МегаФона» невелики — на их долю приходятся доли процента от всех подключений в столице. Руководитель отдела корпоративных продаж «МегаФона-Москва» Евгений Пикерсгиль признает, что число клиентов двух этих виртуальных операторов исчисляется всего лишь «единицами тысяч», но считает, что это временное явление. «Молодежь пока просто еще не распробовала, например, предложений «Матрикс-Телекома», которые не слишком-то усердно рекламируются. Но его время еще придет», — уверен он.

Чуть более трех недель назад знакомиться со столичным сотовым рынком приезжал Свен Йонсен, председатель совета директоров норвежского виртуального оператора Chess Communication. Это крупнейший оператор такого рода на скандинавском рынке, имеющий партнерские отношения с норвежским телекоммуникационным гигантом Telenor и шведско-финской TeliaSonera. Менее чем за два года работы Chess Comminication удалось привлечь в Норвегии около 160 000 абонентов — довольно солидный результат для страны с 4-миллионным населением.

Йонсен обращался к «ВымпелКому» и «МегаФону» с не совсем обычным предложением. «Мы предлагаем устанавливать партнерские отношения не навсегда, а лишь на некоторый срок, после чего отдаем накопленную абонентскую базу оператору-партнеру. Например, с Telenor у нас такая договоренность на три года», — рассказал Свен Йонсен «Ведомостям».

По мнению Йонсена, в условиях, когда рынок близок к насыщению, для тех операторов, которые не захотят бороться с демпингующими конкурентами, партнерство с MVNO — идеальный выход. Пока Chess Comminication приглядывается только к столичному рынку. Во-первых, он близок к насыщению, а во-вторых, здесь больше пользуются Интернетом — а именно через интернет-сайты и продает свои услуги норвежская компания.

Заинтересованность в сотрудничестве с Chess Communication пока высказывает только «МегаФон». «Возможно, что начинать бизнес виртуальных операторов прямо сейчас еще не время, но думать о нем надо уже сейчас, начинать осваивать рынок. Мы пока не достигли с норвежскими коллегами каких-то конкретных договоренностей, но в принципе их предложением заинтересованы», — говорит Пикерсгиль.

А вот директор «ВымпелКома» по связям с общественностью Михаил Умаров заявил, что в обозримых планах его компании сотрудничество с виртуальными операторами не предусмотрено. «Помимо рыночной нецелесообразности, мы считаем, что в России для развития подобного бизнеса нет соответствующей правовой базы», — поясняет он. Солидарны с «ВымпелКомом» и «Мобильные ТелеСистемы» (МТС). «МТС придерживается стратегии единого сервисного брэнда, под которым осуществляется продвижение интегрированного продукта во всех регионах действия сети. Поэтому компания не видит необходимости в работе через виртуальных операторов. Тарифы и услуги МТС оптимально сегментированы, поэтому любая группа абонентов может найти для себя подходящее предложение от МТС», — говорит Андрей Брагинский, директор по внешним связям МТС.

Старший консультант iKS-Consulting Оксана Панкратова полагает, что в ближайшее время перспектив у бизнеса MVNO в России нет. «К этому не готова законодательная база отрасли», — говорит она, приводя в пример недавнее судебное разбирательство «Корбины Телеком» с регулирующими органами отрасли. — Начинать такой бизнес без четко прописанных правил игры в нашей стране весьма рискованно». Кроме того, Панкратова указывает, что российский рынок сотовой связи пока еще далек от насыщения и ему вполне хватает существующих операторов, которые пока не готовы отдать часть бурно развивающегося рынка «виртуалам».

Аналитик ACM-Consulting Антон Погребинский согласен, что время российских MVNO придет не в ближайшем будущем. «Когда все сети будут достроены и у операторов не будет столь чудовищного притока абонентов, у «виртуалов» появится ниша. Тогда будет целесообразно работать с ними, поскольку в ситуации насыщения рынка если настоящий оператор отдаст свою емкость другому, то хоть будет получать с этого процент. А так все будут получать конкуренты», — поясняет он.

Юрий Грановский

Realme планирует выпустить смартфоны и AIoT с 5G и удешевить их, а еще стало известно, что Киевскую область покроют 4G быстрее всех.

По исследованию космоса: Марсоход Perseverance получил своего земного близнеца, а Хаббл увидел край звездного взрыва.

-->