Долларом по спаму

0
568 views


Новым пользователям «Одноклассников» отныне придется платить за большинство услуг. На этих платежах одна из двух самых популярных российских социальных сетей может заработать деньги, сопоставимые с доходами от продажи рекламы.

Отныне пользователь, регистрируясь в сети «Одноклассники», получает уведомление о том, что ему доступна лишь ограниченная версия сайта. Он не может ни отправлять сообщения, ни оценивать фотографии, ни оставлять комментарии в форумах. Бесплатной осталась лишь одна функция — поиск по базе данных сети. Но посмотреть профиль найденного пользователя уже нельзя. Чтобы получить доступ ко всем этим сервисам, необходимо заплатить $1 (без учета налогов), отправив sms-сообщение, говорит гендиректор «Одноклассников» Никита Шерман. Это не способ монетизации сети, утверждает он, а вынужденная мера для борьбы со спамом.

Вышли в плюс

За последние месяцы «Одноклассники» стали прибыльными, рассказал Шерман. Прогноза по выручке сети в 2008 г. он не дал. Ранее ее совладелец Альберт Попков ожидал, что она составит $25–30 млн. До сих пор проект зарабатывал на продаже рекламы и платных сервисах, таких как возможность загрузить более 10 фото.
В последнее время, по словам Шермана, количество регистраций «искусственных» аккаунтов и объем спама с них достигли критического уровня и стали угрожать работоспособности системы. До введения платы доля спамерских аккаунтов на «Одноклассниках» превышала 20% от всех новых регистраций, рассказывает он; всего за сутки работы новой системы она уменьшилась до сотых долей процента.

Спам в социальных сетях — серьезная проблема, подтверждает гендиректор Mail.ru Дмитрий Гришин: любой популярный сервис по мере увеличения аудитории сразу привлекает внимание спамеров. Спам составляет около 10% всех сообщений в социальной сети «Мой Мир@Mail.Ru», но благодаря системе фильтрации до пользователей доходит меньше 1% спама, добавляет Гришин. Однако практика показала, что ни один современный инструмент не может устоять под натиском спамеров, говорит Шерман. Социальные сети, в отличие от сервисов электронной почты, не поддерживают единого стандарта обмена сообщениями, рассказывает владелец сервиса блогов Liveinternet Герман Клименко. Удачнее всего устроена, по его мнению, авторизация пользователей в американской сети Facebook: компания за свой счет присылает пользователю sms-сообщение с кодом авторизации. Liveinternet пока борется со спамом программными методами, говорит Клименко, но не исключено, что скоро придется пойти по пути Facebook.

Спам в социальных сетях — решаемая задача, считает директор лаборатории контентной фильтрации «Лаборатории Касперского» Андрей Никишин. Например, можно заставить пользователей впечатывать в специальное окно символы, которые они видят на картинке, — так называемый тест CAPTCHA (Completely Automated Public Turing test to tell Computers and Humans Apart), отсеивающий автоматизированные запросы.

Есть и другие варианты — отслеживание IP-адресов спамеров и блокирование спам-аккаунтов, продолжает Никишин. Все эти меры внедрила, например, MySpace, в сетях которой более 240 млн пользователей.

Борьба со спамом может оказаться для «Одноклассников» доходным делом. Ежедневно, по данным этой сети, в ней регистрируется 50 000-60 000 пользователей, что эквивалентно 1,5-1,86 млн новых аккаунтов в месяц. Если каждый новый пользователь станет платить по $1, только на этом «Одноклассники» смогут ежемесячно зарабатывать $1,5-1,86 млн. Для сравнения: на продаже рекламы за весь I квартал 2008 г. сеть заработала $3,3 млн. Впрочем, представитель «Финама» Владислав Кочетков оценивает финансовый эффект от введения платы за пользование сервисами «Одноклассников» скромнее: это даст сети дополнительно $5-7 млн в год, или $0,4-0,6 млн в месяц.

При этом и Кочетков, и Гришин из Mail.ru считают введение платы рискованным шагом. Спам — доходный бизнес, и спамер легко заплатит $1 за регистрацию, объясняет Кочетков. А обычные пользователи несколько раз подумают, прежде чем регистрироваться. Гришин из Mail.ru не исключает, что с введением платы «Одноклассники» могут потерять больше пользователей, чем потеряли бы из-за недовольства клиентов спамом. Представители основного конкурента «Одноклассников» — сети «Вконтакте» не ответили на запрос «Ведомостей».

(c) Анастасия Голицына, Ведомости

О том сколько стоит регистарция на «Одноклассниках» для украинцем мы писали несколько ранее.