МТС порадовала рынок высокой рентабельностью

0
533 views

Главным сюрпризом для аналитиков стало то, что МТС удалось значительно снизить расходы и, как следствие, показать неожиданно высокую рентабельность.

Выручка МТС по GAAP в 2003 г. увеличилась по сравнению с прошлым годом на 87% до $2,55 млрд, показатель OIBDA – на 98,6% до $1,34 млрд, чистая прибыль – на 86,6% до $517,2 млн. В IV квартале 2003 г. выручка выросла по сравнению с III кварталом на 6,8% до $771,7 млн, показатель OIBDA – на 3,2% до $400,6 млн, а чистая прибыль снизилась на 2% до $152,7 млн. Маржа OIBDA в IV квартале снизилась на 2% до 51,9%. Показатель среднего дохода в месяц в расчете на одного абонента (ARPU) уменьшился за 2003 г. на 25% до $17,1. В IV квартале ARPU снизился по сравнению с III кварталом с $18,8 до $16,3. На Украине средний ARPU в 2003 г. составил $15,1. Абонентская база МТС превысила 19 млн пользователей, при этом 15,3 млн из них обслуживается в России.

“Рынок ожидал у МТС более высоких затрат и, соответственно, несколько худшую рентабельность. Например, маржу по OIBDA – на уровне 49% , а не 52% , а норму чистой прибыли – 18% , а не 20% “, – говорит аналитик компании “НИКойл” Владимир Богданов. “Доходы компания получила хорошие, но вполне прогнозируемые. А вот высокая рентабельность стала неожиданным сюрпризом”, – вторит ему аналитик “Атона” Надежда Голубева. Она отмечает, что компании удалось снизить операционные издержки в IV квартале по сравнению с III кварталом на 10% , тогда как два предыдущих года наблюдалась обратная тенденция – издержки в IV квартале росли на 48%.

В МТС своими достижениями удовлетворены. “Мы начали видеть реальный эффект от экономии издержек за счет масштаба компании”, – подчеркивает президент МТС Василий Сидоров. Он добавляет, что снижение затрат стало возможно благодаря более гармоничному их распределению по кварталам.

Богданов также указывает на высокую рентабельность бизнеса МТС в регионах – в пяти из них маржа OIBDA компании достигает 50 – 60%. “Это обеспечивается за счет меньших затрат в регионе на привлечение абонента. Поэтому удается сгладить эффект от более низкого ARPU, ведь провинциалы тратят на мобильную связь меньше, чем москвичи”, – полагает аналитик “Тройки Диалог” Евгений Голосной.

Наблюдатели довольны тем, что ARPU у МТС снизился меньше, чем можно было ожидать. “Это говорит о том, что выход сотовых операторов на региональные рынки не сопровождался ценовыми войнами и не было необходимости в резком снижении тарифов”, – говорит Голосной. Василий Сидоров полагает, что в будущем эта тенденция сохранится. По его оценкам, до конца этого года ARPU МТС в России не упадет ниже $12, а на Украине – ниже $11. В более отдаленной перспективе ARPU не должен опуститься ниже $9,5 – 10.

Аналитиков немного настораживает высокий отток абонентов у МТС: в IV квартале он составил 12,5% от всей абонентской базы. У “ВымпелКома” (торговая марка “Би Лайн”) этот показатель немного ниже – около 9,7%. В МТС считают, что большой уровень оттока – общая тенденция для всех российских операторов. “Отток в нашей стране нетипично высок за счет постоянного предложения операторами новых тарифных планов”, – поясняет Сидоров. Кроме того, часть этого оттока – внутренняя миграция, когда, например, абоненты МТС переходят с контрактных тарифных планов на prepaid-тарифы “Джинсы”. Впрочем, эксперты в любом случае не видят в этом опасности для компании. За счет высокого спроса на сотовые услуги стоимость привлечения нового абонента пока остается низкая, поэтому такое “перебегание” абонентов почти не вредит операторам, говорит Голубева из “Атона”.

Продемонстрировав хорошие результаты в 2003 г. , в МТС решили скорректировать свои прогнозы по рентабельности в 2004 г. в сторону увеличения – примерно до 50%. По словам Сидорова, в нынешнем году МТС продолжит агрессивный рост на тех рынках, где она уже оказывает свои услуги. Он планирует еще больше сфокусироваться на вопросах лояльности абонентов, дополнительных сервисах и развитии сбытовой сети. Объем инвестиций в развитие сетей в этом году запланирован в размере $1,2 млрд, что на 40% больше, чем в прошлом. Кроме того, МТС готовится к новым приобретениям как в России, так и за рубежом. Сидоров отметил, что с этой точки зрения МТС прежде всего интересуют все страны СНГ.

Светлана Витковская