Рынок украинской мобильной связи растет опережающими темпами

0
229 views

Главным итогом первых двух месяцев развития рынка мобильной связи в Украине стали темпы роста, опережающие все прогнозы, а также дальнейшее увеличение того небольшого разрыва в абонентской базе и финансовых показателях, который наметился между двумя ведущими операторами в конце минувшего года.

В феврале пользователями мобильной связи стали 197 тыс. человек. Для сравнения: в феврале 2003-го эта цифра составляла 95 тыс. , т.е. вдвое меньше. Темпы прироста абонентской базы в феврале составили 2,72%. Всего же на начало марта в Украине насчитывалось 7,035 млн. мобильных абонентов (уровень проникновения – 14,7%). При этом абонентская база UMC составляла 3,65 млн. чел., а “Киевстара” – 3,17 млн. чел.

Немного увеличилась абонентская база “Голден Телеком” – до 47,4 тыс. чел. (во многом за счет продажи стартовых пакетов Uni в качестве карточек пополнения счета). Абонентская база DCC по-прежнему оценивается в районе 85 тыс. чел., WellCOM – 40 тыс. чел. Новые абоненты не спешат подключаться к их сетям в ожидании того, кто из них первым начнет эксплуатацию новой национальной GSM-сети. По оценкам агентства MForum, еще порядка 40 тыс. абонентов пользуются услугами других операторов, предоставляющих услуги подвижной связи, например, в стандартах CDMA и “Алтай”.

Как видим, на сегодняшний день UMC демонстрирует более активную и агрессивную маркетинговую политику и прочно удерживает более половины рынка (на начало марта – 51,9%; для сравнения, в этот же период прошлого года – 45,6%). При этом 1,5% рынка UMC отобрала у своего основного конкурента – компании “Киевстар” (сократившей долю рынка с 49,9% в марте прошлого года до 45,1% на сегодняшний день). Из других операторов более всего заметна доля рынка DCC – 1,2%. При этом распределение долей основных операторов в наиболее прибыльном подсегменте рынка – обслуживании контрактных абонентов – выглядит еще более асимметрично. Из общего их числа UMC на конец февраля обслуживало 50,43%, “Киевстар” – 38,8%.

В целом доля UMC в приросте новых абонентов в феврале составила 82,8% (163 тыс. новых клиентов, включая “Джинс”). Доля “Киевстара” – 15,1% (порядка 30 тыс. абонентов). Доля других операторов – 2,1%. К настоящему времени на реальное снижение тарифов пока пошла лишь UMC. Новые тарифы компании, основанные на скидке в зависимости от количества приобретенных услуг, предусматривают снижение стоимости минуты звонка на внешние сети (самого дорогого) до значений от 40 до 20 центов. При этом в тарифах компании наконец появились льготные внутрисетевые расценки, сохранились популярные низкие тарифы на местные звонки и на звонки в избранных абонентских группах. Другим популярным шагом UMC стало введение предельно простого тарифного плана “Супер-Джинс” с одинаковой стоимостью звонка на все направления на уровне 27 центов и отсутствием срока действия. “Киевстар” активно рекламирует услугу “Круг друзей” со стоимостью минуты 9 центов внутри группы из семи человек (почти столько же стоит минута разговора между собой для всех абонентов “Джинс”). Кроме этого, “Киевстар” ввела услугу “Старпейдж” для абонентов предоплаченного сервиса, что направлено на привлечение особо малоговорящих (услуга незатратна для совершающих звонки с городских сетей на сеть “КС”).

Итак, при сохранении существующих темпов роста десятимиллионный мобильный абонент (соответствующий проникновению 20%) появится в Украине уже к осени. И планы компаний достичь превышения количества мобильных телефонов над количеством стационарных (около 11 млн.) будут реализованы даже раньше, чем к концу года.

Лариса Яровая