Мобильные школы появляются по всему миру

0
238 views

Мобильный стиль жизни проникает во все новые области деятельности человека. Широкое распространение беспроводных технологий и мобильных вычислений, активно внедряющихся даже в тех сферах, которые традиционно не испытывали недостатка в компьютерном обеспечении, позволяет существенно изменить подход к модели использования цифровой техники и повысить ее эффективность. Так, при-менение мобильных ПК и беспроводного доступа в Интернет в сфере обра-зования привносит в учебный процесс очевидные преимущества. Мобиль-ные ПК в сочетании с технологиями беспроводного доступа позволяют сде-лать процесс обучения занимательнее, интереснее, проводить уроки за пределами школьных помещений, разнообразить внеклассные и факульта-тивные занятия. К услугам школьников и их учителей – все многообразие информации Всемирной Сети, доступной в любой форме (текстовой, гра-фической, аудио, видео) в любой точке, охваченной зоной радиопокрытия беспроводной сети, в любое время, не ограниченное рамками школьного урока. Современные технологии улучшают взаимодействие между учени-ками и учителями, упрощают коллективную работу, помогают школьникам более оперативно получать помощь от учителей.

Использование мобильных ПК и беспроводных коммуникационных технологий меняет методологию процесса обучения: вместо чтения “лекций” учителя имеют возможность вовлекать учеников в процесс обсуждения, совместного творчества, что делает обучение не только более эффективным, но и приятным для школьников. Сегодня активно разраба-тываются новые программы обучения с активным использованием инфор-мационных ресурсов Интернета. Вот несколько наглядных и убедительных примеров того, как мобильные технологии могут изменить учебный процесс.

Колледж Стэнтонбери, Англия

Основанный 25 лет назад колледж Стэнтонбери (Stantonbury College) ныне является одной из крупнейших в Великобритании государственных средних школ, насчитывающей более 2,5 тыс. учеников в возрасте от 12 до 18 лет и около 160 учителей. В школе, расположенной на территории в 3,5 гектара, имеются около 130 классов, центр отдыха и театр.

В этом учебном заведении инвестиции в технологии всегда рассматрива-лись как важный фактор повышения качества образовательного процесса с точки зрения и преподавателей, и учеников. В колледже существует ло-кальная сеть, которая используется для предоставления доступа к электронной почте и в Интернет и поддерживает административную и учебную деятельность школы. При этом руководство школы решило также организовать доступ к сети из учебных классов, не устанавливая при этом в каждом помещении стационарные настольные ПК и не нарушая информационную безопасность системы в целом (это особенно важно, поскольку по школьной сети передается конфиденциальная информация об учениках).

В результате на территории колледжа была развернута беспровод-ная сеть изначально в составе 61 точки доступа, плюс закуплены 185 мо-бильных ПК с беспроводными адаптерами (на тот момент технология Intel® Centrino™ еще не была представлена на рынке); гарантию и техническую поддержку проекту предоставила корпорация Intel.

Существенным преимуществом беспроводной мобильности как для учеников, так и для преподавателей явилась возможность использовать мобильные ПК для подключения к Интернету во время занятий. Кроме того, преподаватели обрели дополнительные преимущества, получив постоян-ный доступ к личным делам учеников, которые хранятся централизованно и в которых содержится масса информации о посещаемости и успеваемости каждого учащегося колледжа. После того, как учителя получили ноутбуки, руководство школы поставило задачу усовершенствовать учебный процесс и снизить нагрузку на преподавателей за счет улучшения систем сбора, хранения и передачи информации. Чтобы можно было воспользоваться преимуществами новых технологий, в школе даже пересмотрели системы выставления оценок, ведения записей и составления отчетности.

Питер Ригби (Peter Rigby), менеджер корпорации Intel по продажам и дистрибуции продукции подразделения Intel Communication Group (ICG), замечает: “Колледж Стэнтонбери проделал огромную работу, чтобы оста-ваться на переднем крае технологий. Его руководство приняло решение об инвестициях в развитие технологий задолго до появления распоряжения британского правительства об увеличении расходов школ на технологиче-ское развитие. Мы надеемся, что успех колледжа Стэнтонбери рано или поздно вдохновит и другие образовательные учреждения рассмотреть пре-имущества новых технологий и выделить средства на их внедрение”.

Бервик-колледж, Австралия

В Бервик-колледже, расположенном в окрестностях Мельбурна, учат-ся дети от 12 до 18 лет. Помимо общеобразовательных дисциплин учени-кам преподают компьютерную грамотность – учат работать с офисными программами и PowerPoint, Интернетом, цифровой периферией (в частно-сти, с камерами), а в старших классах к этому добавляется построение фи-нансовых моделей и дизайн интернет-страниц.

Помещения кампуса колледжа имеют достаточное сложное строе-ние, так что обеспечить все классы высокоскоростным соединением при помощи оптических кабелей крайне затруднительно. Поэтому руководства колледжа приняло решение о развертывании беспроводной сети и оснаще-нии всех учителей ноутбуками с карточками беспроводного доступа.

Как отмечают учителя, первое, что они заметили, получив ноутбуки, – это увеличение времени для работы и отдыха. Количество бумажной рути-ны уменьшилось, все необходимые записи стало проще делать, а при не-обходимости – восстанавливать. Учителя обрели возможность носить ноут-буки с собой и готовиться к следующему уроку в любом удобном для них месте и в любое удобное время.

Изменилась и методика обучения. Скажем, преподаватели по искус-ству получили возможность показывать школьниками видеофильмы при помощи LCD-проектора и даже обучать их рисованию с помощью компью-тера. Кроме того, имея мобильный доступ в Интернет, учителя смогли ис-пользовать для подготовки к урокам информацию из глобальной сети, включая ее в красивые презентации и демонстрируя ученикам на уроках. А, например, гербарий для урока ботаники школьники научились делать при помощи… цифровой фотокамеры, да еще стали размещать виртуальные растительные коллекции на школьном сайте.

Своей следующей задачей руководство колледжа считает внедрение в работу школы технологий видеоконференций. С их помощью уроки станут еще увлекательней, а кроме того, расширят границы за счет визуального подключения участников со всего мира.

Пилотный проект в Бервик-колледже оказался настолько успешным, что региональные власти решили оснастить мобильными ПК все 38 тыс. местных учителей. Департамент образования и занятости австралийского штата Виктория приступил к реализации инициативы “Ноутбуки для учите-лей” после того, как проведенное исследование показало, что доступ учи-телей к современному оборудованию и программному обеспечению явля-ется залогом успешного обучения в школах. Уверенность правительства в успехе программы столь велика, что на нее уже выделено более 100 млн долл.

Школа им. Рэндальфа, Хантсвиль (шт. Алабама, США)

Еще в 1996 г. руководство школы им. Рэндальфа стало изыскивать пути для оснащения старших классов высокотехнологическими новинками, чтобы ученики привыкали к ним в процессе обучения и использовали в процессе обучения. В 1999 г. сотрудникам школы были выданы ноутбуки, а в школе была развернута сеть беспроводного доступа. Фактически главными инициаторами этого стали учителя, мобильность и творческий задор которых сдерживала привязанность стационарной компьютерной техники к строго определенным классам.

Вначале ноутбуки были розданы учителям и старшеклассникам, но успех мероприятия превысил все ожидания, так что теперь мобильными ПК в школе им. Рэндальфа оснащают даже средние классы. Довольными от подобной новации остались не только ученики и учителя, но и родители, которые с удовольствием и гордостью наблюдали, как их отпрыски бойко готовят домашние задания не в старомодных тетрадках, а на суперсовременных лэптопах. При помощи беспроводной сети доступа в Интернет школьники расширили границы своих возможностей – например, учительница испанского и латинского языков организовала совместные лингвистические исследования своих школьников со студентами нескольких вузов.

Беспроводная сеть в школе им. Рэндальфа улучшила и методологию обучения. Школьники не только получают информацию из Интернета, но и имеют возможность оперативно обсудить ее, задав вопрос учителю посредством мобильного ПК и беспроводных технологий.

По мнению учителей, беспроводная сеть повысила творческое наполнение их работы. Кроме того, ученики теперь с большим уважением относятся к своим учителям, видя, как те овладели современными компьютерными технологиями…