В России получают развитие виртуальные операторы без собственной сети

На прилавках московских салонов сотовой связи недавно появились SIM-карты новых GSM-операторов — «Матрикс Телеком» и «Центрального телеграфа».

Такие операторы активно конкурируют за абонентов в Европе, но в России первый такой оператор, «Корбина Телеком», довольствуется ролью нишевого игрока и избавился от виртуального статуса при первой же возможности.

Mobile Virtual Network Operator (MVNO) , оператор виртуальной сети мобильной связи, — компания, предоставляющая услуги сотовой связи и не имеющая собственного радиочастотного ресурса. MVNO выступают как перепродавцы услуг сотовой связи — они выкупают трафик оптом у действующих операторов и подключают абонентов по собственным тарифам. В Европе MVNO составляют серьезную конкуренцию другим операторам, так как таким компаниям не нужно тратить деньги на развитие и поддержание инфраструктуры.

Недавно в Москве заработали сразу два MVNO в самом массовом сотовом стандарте — GSM: «Матрикс Телеком» и «Центральный телеграф». Обе компании сотрудничают с Sonic Duo — московским оператором федеральной сотовой сети «МегаФон». И «Центральный телеграф», и «Матрикс Телеком» являются альтернативными операторами. На сайте «Матрикс Мобайл», сотового проекта «Матрикс Телеком», рекламируется несколько тарифов — безлимитный за $99 (без НДС) и дешевый тариф с низкой стоимостью междугородных и международных звонков.

«Матрикс Телеком» начал работать с мобильной связью в декабре 2003 г. , сказала «Ведомостям» директор департамента мобильной связи «Матрикс Телеком» Ольга Гоффе. «Для нас это пробный проект, пока еще рано говорить о его результатах», — сообщила «Ведомостям» Гоффе. По ее словам, подключиться к сотовой связи «Матрикс Мобайл» можно в столичных сетях сотовой связи, например в «Связном».

Руководитель отдела корпоративных продаж Sonic Duo Евгений Пикерсгиль называет такое сотрудничество перспективным. Sonic Duo ведет подобную работу с девятью операторами, два их которых вышли на розничный рынок.

Конкуренты «МегаФона» более сдержанно оценивают перспективы MVNO. Впервые такую форму сотрудничества освоил «ВымпелКом», MVNO которого в стандарте DAMPS несколько лет назад стала «Корбина Телеком». Но позднее «Корбина Телеком» выкупила инфраструктуру DAMPS и де-факто стала сама предоставлять услуги сотовой связи. «Такое сотрудничество представляло интерес потому, что мы смогли сконцентрировать усилия на развитии GSM-сети, а «Корбина» работает в стандарте DAMPS», — говорит специалист по связям с общественностью «ВымпелКома» Артем Минаев.

А «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) вообще не поддерживают сотрудничество с другими компаниями в формате MVNO. «Создание виртуального оператора возможно, только если мы получим предложение от сильного партнера, который сможет осваивать новые, не охваченные нами рыночные ниши», — говорит директор МТС по внешним связям Андрей Брагинский.

«Положение MVNO на рынке крайне зыбко, и реальный оператор может его убить ценами, когда захочет», — говорит вице-президент «Корбина Телеком» Александр Малис. По его словам, MVNO — очень удобный способ войти на рынок и оценить его перспективы. Как только понятно, что рынок интересен, нужно становиться обычным оператором, считает он. Именно так поступила «Корбина Телеком», сеть которой обслуживает сегодня около 50.000 абонентов.

В Европе на условиях MVNO активно работает шведская компания Tele2. По словам председателя правления «Tele2 Россия» Юрия Домбровского, появление MVNO пойдет на пользу и российскому рынку. «Специфика России в том, что у нас выдано много лицензий на мобильную связь и строится множество сетей, — говорит Домбровский. — Многие малые операторы сэкономили бы на строительстве сетей, если бы у них была возможность стать MVNO». Он добавил, что Tele2 заинтересована в выходе на те регионы России, на которые у нее нет лицензии (например, на Москву). «Мы выходили с предложениями о сотрудничестве к крупным операторам и будем снова выходить», — признает он.

Продажи MVNO в Москве пока относительно невелики, признает Анна Свердлова, руководитель отдела по связям с общественностью компании «Максус», владеющей сетью салонов «Связной». По ее словам, на «Мегател» (сотовый проект «Центрального телеграфа») приходится 0,1% всех подключений «Связного» — столько же, сколько и на оператора CDMA-450 «Скай Линк». «Интерес к этим тарифам есть, но с продажами дела обстоят скромно, — говорит Свердлова, — но это только начало: «Мегател» без всякой рекламы подключает столько же, сколько «Скай Линк» с массированной рекламной кампанией».

«Благодаря продажам «Мегатела» мы можем предложить потенциальным абонентам прямые номера, дефицит которых испытывается в последнее время», — говорит пресс-секретарь «Евросети» Татьяна Гуляева. По ее словам, дилерское вознаграждение по нему достаточно высокое, однако его доля в общем доходе «Евросети» невысока.

Роман Дорохов

Сверхконкурентный Realme 7 Pro с Super AMOLED, 64 Мп квадрокамерой и зарядкой 65W SuperDart уже доступен в Украине.

Для развития своего сайта рекомендуем использовать Sitechecker.

-->