Учёные выяснили главную причину игры в лотерею

По-научному подойти к вопросу "Что толкает людей на покупку лотерейных билетов?" решил исследователи из университета Карнеги-Меллона (Carnegie Mellon University) и, проведя серию экспериментов, получили закономерный ответ.

Государственные лотереи возвращают в виде выигрышей в среднем только 53 цента с каждого доллара, потраченного людьми на билеты, указывают учёные. Однако почему-то люди охотно идут на риск в надежде на выигрыш, зная, что их шансы на успех — призрачны.

Чтобы выявить закономерности в таком поведении, авторы исследования "рекрутировали" добровольцев на автобусной станции Питтсбурга (где и проводился опыт), попросив их для начала заполнить анкеты. Причём людей поделили на две группы (сами испытуемые не знали об этом).

Первой давали анкеты с вопросом "Ваш годовой доход?" и вариантами "менее $100 тысяч", "от $100 до 200 тысяч", "от $200 до 300 тысяч" и так далее. У второй группы на тот же вопрос варианты ответов были такими: "менее $10 тысяч", "от $10 до 20 тысяч", "от $20 до 30 тысяч", "от $30 до 40 тысяч" и так далее.

Получалось, что, как бы ни распределялись доходы людей в каждой из случайно составленных групп, в первой — большинство респондентов оказывалось в левой части предложенной шкалы доходов, а во второй группе — в середине или в правой части. Соответственно испытуемых из первой группы учёные заставили психологически ощущать себя более бедными, а во второй — более богатыми.

Далее каждому давали по $5 (якобы за помощь в опросе) и предлагали тут же купить лотерейные билеты со стирающимся слоем.

В группе "бедных" среднее число купленных билетов на одного человека составило 1,27, а в контрольной (более "богатой") группе — 0,67.

Далее опыт усложнили. Поставили ещё один эксперимент, сходный с предыдущим. Но в нём исследователи косвенно напоминали испытуемым, что хотя слои населения с разными уровнями доходов обладают и разными возможностями в плане образования, работы и жилья, в лотерее все равны и шанс на выигрыш растёт с увеличением числа купленных билетов.

После такой "подсказки" группа испытуемых покупала в среднем по 1,31 билета, а контрольная группа, участникам которой такое напоминание не делали, только 0,54.

membrana.ru