Древние пещеры были концертными залами

Профессор Егор Резников (Iegor Reznikoff) из университета Парижа (Université de Paris X Nanterre) однажды обнаружил, что его голос звучит неодинаково в разных частях пещеры во французском местечке Лё Портель (Le Portel).

Так появилась теория, что доисторические люди выбирали место для своих рисунков по звуку.

Егор, будучи экспертом по акустике европейских церквей XI и XII веков, часто при входе в помещение напевал что-нибудь себе под нос, чтобы почувствовать "звучание" здания.

Он очень удивился, когда понял, что при входе в пещеры, в которых присутствовали наскальные рисунки, его голос слышался громче и чётче.

Резников решил проверить свою гипотезу в различных пещерах Франции и обнаружил как минимум десять мест, где его идея подтверждается фактами.

Так, в пещерах эпохи палеолита изображения лошадей, бизонов и мамонтов (возрастом от 25 до 15 тысяч лет) находились в тех частях природных образований, которые изменяли, усиливали или фокусировали звук человеческого голоса и музыкальных инструментов. Иногда они даже были сгруппированы в тех местах, где, по идее, рисовать было неудобно (а идеальные с художественной точки зрения стены оставались нетронутыми).

"В пещерах близ Ньё в Арьеж (Niaux) наскальные рисунки расположены в том месте, где звучание отчётливо напоминает романскую церковь", — добавляет Егор.

Местонахождение рисунков в точках природного усиления звука ещё раз подтверждает теорию о том, что наскальная живопись использовалась для украшения мест совершения религиозных ритуалов.

Видимо, по этой же причине в украшенных пещерах находили древние музыкальные инструменты.

Вполне вероятно, что акустические свойства места определяли, какое изображение животного люди рисовали на стенах (получающееся эхо соответствовало звуку, которое издавало животное).

membrana.ru

-->