МТС ударила по качеству в роуминге



Сегодня не в диковинку пользоваться услугами роуминга каждому абоненту, бывающему за границей. Это удобно — номер действует тот же. Все могут дозвониться, выслать SMS, можно и самому звонить в важных случаях. Оставим за скобками высокую плату за подобные услуги, но за удобство надо платить, тем более, что высокие тарифы на услуги роуминга, как правило, в первую очередь диктуются зарубежными операторами. Но вот когда за высокую плату не получаешь необходимое качество — это уж совсем плохо.

Как операторы определяют качество? По старинке они высылали SIM-карты партнерам, и те определяли сами свое же качество. Понятно, что в этом случае ни о какой объективности не может быть и речи, а сам процесс определения очень громоздкий и затратный. Поэтому компании ищут альтернативные пути получения данных. Благо, это не проблема с развитием технологий.

Так сегодня созданы и функционируют автоматические системы мониторинга качества. Одна из них — GlobalRoamer. В данной системе центральный сервер, обрабатывающий все запросы и оценивающий качество при помощи специального программного обеспечения, находится в Нюрнберге, Германия. Оборудование же для проведения тестирования качества связи установлено в 80 странах мира и работает в 230 сетях мобильной связи.

GlobalRoamer позволяет проверить, все ли службы доступны находящимся в роуминге по всему миру клиентам. С помощью технологии Keynote SIGOS SIM Multiplexing SIM карты виртуально передаются на удаленные испытательные станции во многие страны, где выполняется передача реальных голосовых вызовов, SMS и данных. Таким образом, можно быстро протестировать много профилей пользователей по всему миру без необходимости отправки даже одной SIM-карты в места удаленного тестирования.

Отчетность предоставляется в визуализированном виде. В случае же критического падения качества техперсоналу автоматически высылаются оповещения по e-mail для быстрого реагирования. Система позволяет тестировать все сервисы: голос, SMS, WAP, MMS, GPRS, данные, UMTS, HSDPA, качество речи.

В Украине первым оператором, который подключился к системе и начал мониторить качество роуминга, стала "МТС-Украина".

Роксолана Гайворонская, начальник отдела качества МТС-Украина, отмечает, что программа по улучшению и контролю качества сервисов в роуминге была запущена для того, чтобы гарантировать абонентам, находящимся за пределами Украины, уровень качества, который принят во всей группе компаний МТС. Учитывая тот факт, что в роуминге абоненту связь обеспечивает роуминг-партнер, для домашнего оператора важной задачей является активная работа с роуминг-партнерами по сохранению максимально комфортного и качественного уровня сервисов для абонентов, выезжающих за рубеж. Эта работа заключается в выявлении и оперативном устранении возникших коллизий связи, а также отслеживании и контроле сервисов, которые должен обеспечить роуминг-партнер.

Сегодня у оператора ежедневно проводится постоянный мониторинг и анализ результатов. После проведения этих действий формируются ежемесячные отчеты по результатам тестирования.

Преимущества тестирования услуг в роуминге на постоянной основе дает возможность проактивного мониторинга (что обеспечивает оптимальный уровень услуг для абонентов в роуминге), возможность предоставления различных отчетов для разностороннего анализа услуг, автоматизированная рассылка «аварийных» сообщений посредством email непосредственно ответственным специалистам. Такой подход позволяет отслеживать, исследовать изменения качества услуг, оперативно корректировать, а также предвосхищать возможные проблемы в области услуг роуминга. Такая методика вдвойне выгодна оператору, поскольку позволит в ближайшем будущем улучшить услуги за границей, что повлечет за собой увеличение объема использования этими услугами.

По итогам тестов проводится сравнительный анализ качества услуг, предоставляемых разными операторами в пределах одной страны для последующих рекомендаций абонентам максимально выгодных условий и качества роуминга. Управление системой происходит посредством удаленного доступа через Интернет, с помощью веб-интерфейса.

Среди преимуществ технологии GlobalRoamer эксперты отмечают: большое число стран и территорий, где установлено оборудование и возможны тестирование и контроль сервисов, гибкость настроек в соответствии с требованиями оператора-заказчика, широкие функциональные возможности (более 200 различных типов тестов), простота и удобство использования, воспроизведение действий абонента и полная автоматизация процесса тестирования.

Константин Шарендо, директор по развитию бизнеса Bell Integrator, рассказал, что после проведения первичной экспертизы специалистами Bell Integrator для МТС-Украина была разработана стратегия контроля качества и тестирования сервисов компании для абонентов в роуминге. На первом этапе была развернута тестовая платформа, внедрена методика тестирования услуг в роуминге. Также были организованы первая и вторая линия технической поддержки, обучены сотрудники, проведена техническая экспертиза проблемных мест в работе сети и рекомендованы по улучшению качества связи.

По результатам первого месяца тестирования качества сервисов МТС-Украина в сетях 40 роуминг-партнеров были собраны статистические данные по измерениям текущего уровня качества услуг, которые позволили сформировать рекомендации по улучшению качества связи в роуминге. Эксперты оценивают уровень качества первых результатов тестирования сервисов МТС-Украина в роуминге как достаточно высокий. Так, по всем сервисам МТС-Украина выполнено более 25 тысяч тестов, в т.ч. регулярных 24 тысячи (по каждому из основных сервисов проведено 2 400 тестов). За первый месяц результаты были следующими:

  • SMS (Вх/Исх):. более 90-95% тестов по отправке и приему исходящих SMS-сообщений прошли успешно

  • MMS (Вх/Исх): в среднем результаты тестирования (при условии, что абонент А находится в Украине, абонент В – в роуминге) передачи MMS-сообщений в 75-80% тестов прошли успешно;

  • GPRS / WAP: 90-95% тестов по передаче информации с помощью мобильного Интернет-доступа прошли успешно;

  • качество передачи речи (Вх/Исх): 85-90% тестов прошли успешно;

  • успешность установления соединения (Вх/Исх): в среднем уровень качества передачи речи по методике MOS превышает индекс 2,7, при достижении которого качество речи считается хорошим.

Измерения также показали, что не всегда даже самые крупные операторы гарантируют хорошее качество. Так, обескураживающими оказались результаты, что в сети одного швейцарского оператора нельзя было послать более половины SMS, не удалось ни разу дозвониться (за месяц) в сетях двух операторов в Греции и Египте. То же самое относится и к отсыланию MMS. Так что украинскому оператору есть еще над чем и с кем работать.

Дальнейшее развитие технологии GlobalRoаmer, по оценкам экспертов, должно задействовать и проактивный мониторинге, например, для крупных спортивных мероприятий таких, как Олимпиада в Пекине. Также необходимо тестировать работы мобильных телефонов различных производителей, расширять возможности системы для тестирования мобильных сетей стандарта CDMA и 3G сервисов.