Макет нового пилотируемого космического корабля

Трансъевропейский аэрокосмический гигант EADS Astrium представил на международном авиашоу в Берлине (ILA 2008), открывшемся 27 мая, полноразмерный макет нового пилотируемого космического корабля ATV Evolution.

Разговоры о самостоятельной европейской пилотируемой космонавтике идут в последние месяцы всё интенсивнее. Окончательное решение, конечно, за политиками, держащими руки на государственных кошельках и бюджете ESA соответственно. Однако учёные и инженеры уже готовят всё необходимое для такого шага. И одним из ключевых проектов здесь может стать развитие грузового космического корабля ATV.

Напомним, этот автоматический аппарат является самым новым и также одним из самых совершенных космических кораблей в мире. По сложности и размерам он уступает только шаттлам.

Его первый экземпляр с собственным именем Jules Verne в прошлом месяце самостоятельно пристыковался к Международной космической станции, доставив на неё свыше восьми тонн топлива и различных припасов (подробнее об этом корабле вы можете прочитать здесь). Jules Verne останется в составе орбитального форпоста до первых чисел августа нынешнего года. После чего его загрузят различным мусором и ненужным оборудованием и "сожгут" над Тихим океаном.

EADS Astrium, создавшая ATV, ещё на стадии его разработки предусмотрела развитие на базе этого корабля целого семейства машин. Среди них — аппарат для возврата больших объёмов грузов с МКС на Землю (Large Cargo Return), пилотируемый вариант ATV, миниатюрная космическая станция и ряд других. Кстати, обо всех этих проектах, а также любопытных возможностях нынешнего ATV, мы рассказывали в нашем материале.

Теперь же EADS Astrium продемонстрировала, что работа над пилотируемой модификацией европейского транспортника идёт полным ходом. Компания привезла в Берлин макет корабля ATV Evolution в масштабе один к одному.

Как ранее и предполагалось, место нынешнего грузового отсека ATV заняла коническая капсула экипажа. В ней — три места для астронавтов, напротив которых установлены экраны и различные органы управления. EADS говорит, что интерьер Evolution — лишь приблизительный, созданный для нынешней выставки, но вот внешний облик капсулы близок к окончательному варианту.

Европейские правительства проявляют интерес к разработке, поскольку ныне Старый Свет зависит в перевозке астронавтов и грузов на/с МКС от США и России, то есть — шаттлов и "Союзов".

EADS считает, что создать пилотируемый ATV можно в достаточно разумные сроки и со сравнительно невысокими затратами. На первом этапе компания предлагает построить тот самый Large Cargo Return со спускаемой грузовой капсулой. Для достижения этой цели потребуется менее миллиарда евро, а полететь новый вариант грузовика может уже в 2013 году.

Второй этап эволюции — пилотируемый ATV. На его создание потребуется порядка пары миллиардов евро, а взлететь в космос ATV Evolution сможет в 2017-м.

Поднимать новинку в небо будет всё та же Ariane 5 ES ATV, которая доставила на орбиту и Jules Verne. Ведь Ariane 5, хоть и "грузовая" ракета-носитель, изначально проектировалась с расчётом на возможное применение в пилотируемой космонавтике.

Такой путь к европейскому пилотируемому аппарату представляется EADS наиболее быстрым и выгодным. В то же время компания участвует в отдельной программе под эгидой ESA, в рамках которой изучается возможность создания полностью нового пилотируемого корабля в сотрудничестве с Россией. "Совместный" аппарат, известный как Crew Space Transportation System (CSTS), в отдалённом будущем мог бы прийти на смену тем же "Союзам". Однако под него придётся создавать и новую ракету-носитель, считают представители EADS.

membrana.ru