Конкуренция за внимание пользователей в мобильном Интернете в ближайшее время ужесточится до предела: в схватке с сотовыми операторами и друг с другом сойдутся гиганты IТ-рынка: Apple, Google, Microsoft и Nokia
Не просто успешно врываться на новые рынки, но и шокировать их — кредо основателя и руководителя Apple Стива Джобса. Всего несколько лет назад он уже совершил одно чудо, представив рынку iPod в связке с музыкальным онлайн-магазином iTunes, благодаря чему Apple сделался одним из самых влиятельных дистрибуторов музыки в США и за их пределами: 36 млн пользователей iTunes по всему миру, четыре миллиарда проданных песен — куда уж серьезнее.
Когда именно задумались о своем телефоне основатели поисковика Google Сергей Брин и Ларри Пейдж, журнал Wired пока не написал. Между тем перспектива появления Gphone (от Googlephone) лишила покоя сотни журналистов и миллионы фанатов поисковика на много месяцев: пока он не представил открытую программную платформу для любых «умных трубок» — Android. В вышедшем недавно на популярном видеопортале Youtube (который также входит в империю Google) ролике Сергей Брин и инженер компании Стив Горовиц показывают, как будет выглядеть Android в самом ближайшем будущем. Продвинутая трубка на основе Android, как это ни странно, до боли напоминает новое детище Стива Джобса — iPhone.
Протаптывая себе дорожку на мобильный рынок, Apple и Google уже начали наступать на пятки еще одному американскому IТ-гиганту — детищу Билла Гейтса — Microsoft. Крупнейшая софтверная компания в свое время не смогла устоять и уже вошла на рынок мобильных решений со своей операционной системой Windows Mobile. Однако сегодня в портфеле Microsoft далеко не одна только операционная система: понимая, что телефоны продаются в сравнении с компьютерами в соотношении четыре к одному, Стив Балмер, преемник Гейтса на посту руководителя компании, выбросил на рынок и мобильный поиск, и мобильный мессенджер, и мобильный блогинг, объединенные общим брендом — Live. Что показательно, телефон будущего на основе следующих версий Windows Mobile, как обещают разработчики из Редмонда, будет интеллектуальным, простым и интуитивно понятным, на основе тач-интерфейса («touch» означает, что можно управлять телефоном, касаясь пальцем экрана). Другими словами, очень похожим на iPhone.
Партнеры внезапно превращаются в соперников, а давние конкуренты напористо лезут в друзья
Однако «сообразить на троих» не удалось. Понимая, что в ближайшие годы, несмотря даже на рост рынков Китая и Индии, продавать трубки прежними темпами уже не получится, масштабные перемены в своей компании инициировал финн Оли-Пекка Калласвуо, генеральный директор Nokia — крупнейшего игрока рынка мобильных телефонов с долей около 40%. Калласвуо решил расставить новые акценты в своем бизнесе и превратить Nokia из простого производителя трубок в ведущего игрока на рынке мобильных сервисов. Потратив на поглощения несколько миллиардов долларов, фирма Nokia запустила свой музыкальный онлайн-магазин, вышла на рынок мобильной рекламы, стала крупнейшим игроком на рынке услуг навигации и уже близка к запуску новой социальной сети в Интернете, которая может стать одной из крупнейших в мире. В будущем году будет запущен и новый интерфейс Nokia для сотовых телефонов. Судя по демонстрации, которую видели журналисты в конце прошлого года, следующее поколение трубок Nokia будет очень напоминать iPhone.
Как случилось, что такие непохожие друг на друга компании — сборщик ПК, разработчик софта, интернет-поисковик и производитель трубок — вдруг столкнулись на поле мобильных сервисов и выбрали схожие пути? И сколь велика угроза того, что новички рынка смогут «каннибализировать» доходы сотовых операторов?
Яблочный фетиш
В действительности главным эльдорадо всем четырем видится рынок мобильного Интернета. Именно на этом поле и развернется самая жаркая схватка.
Первой решилась на революционные шаги компания Стива Джобса. У Apple на мобильном поле оказалось сразу три новых ставки: продажа трубок, мобильный iTunes и раздел доходов с операторами.
Как рассказывает журнал Wired, вдохновленный идеей нового музыкального телефона, в 2004 году Стив Джобс решил предложить сотрудничество своему давнему знакомому — Эду Зандеру, в то время главе американского производителя телефонов Motorola, почивавшего на лаврах успеха модели RAZR. Параллельно Джобс начал переговоры с американским сотовым оператором Cingular, уговаривая руководство пойти на беспрецедентный шаг — отдать контроль за дистрибуцией супертрубок и долю в доходах от оплаты услуг связи Apple. Взамен предлагался эксклюзив: трубка будет «привязана» к сети оператора. После многих месяцев комитетов, советов и собраний внутри Motorola Джобсу представили новый чудотелефон — Motorola ROKR, результат тысячи компромиссов. Джобса ROKR очень расстроил. Ничего революционного, вопреки его надеждам, в аппарате не оказалось: ROKR стал просто данью уходящим в прошлое традициям дизайна мобильных телефонов — настоящим уродцем. Но главное: переговоры с Cingular были продолжены, инженеры Apple предложили Джобсу сделать телефон на основе тачскрина — и Стэнли Сигмэн, один из топ-менеджеров Cingular, быстро заразился новой идеей.
Знаменитый iPhone, гордость Джобса, вышел лишь в июне 2007-го, но зато со всеми фишками, о которых мечтал Стив. Интуитивное и простое управление, яркий и большой экран, но самое главное — множество интернет-сервисов, полная интеграция с iTunes, а также участие в доходах сотового оператора (AT&T — в США, O2 — в Британии, Orange — во Франции и T-Mobile — в Германии) в обмен на эксклюзивный контракт. Если говорить на языке цифр, оценки аналитиков таковы. С одной трубки, розничная цена которой 399 долларов, компания Apple зарабатывает около 70–80 долларов, еще примерно 10 долларов в месяц ей платит с одного нового контракта мобильный оператор.
Если брать только рынок «умных трубок» — смартфонов, то, по данным компании Canalys, за первые полгода продаж Apple удалось выйти на второе место в США, заняв 28% рынка. В мировом масштабе по итогам четвертого квартала 2007 года Apple вышла на третье место, с долей рынка 7%, уступая только Nokia с ее 53% и RIM (разработчик трубок Blackberry, ориентированных на мобильную почту) с 11%. По мнению компании Technology Business Research, если в этом году Apple сумеет продать 7 млн трубок, доход корпорации от нового бизнеса составит 1,7 млрд долларов, а операционная прибыль — 340 млн долларов.
Но все эти цифры меркнут, если представить, сколько Apple может заработать на сервисах для владельцев iPhone. Ведь именно плееры iPod в свое время сделали Apple крупнейшим игроком на рынке цифровой музыкальной дистрибуции. Сейчас компания продает владельцам «своих» трубок только песни и рингтоны, но в самом ближайшем будущем откроет на iTunes продажу приложений для телефонов, а затем, не исключено, и фильмов. Операторы с их сервисами при таком раскладе остаются за бортом: максимум, что им достается, — это долгосрочные контракты и много трафика данных. Добавленную стоимость от сервисов получает Джобс.
Выскочки из сети
У Microsoft и Google несколько иные ставки. Сейчас основная борьба между ними разворачивается за рекламодателей, тем более что с клиентами у обеих компаний проблем нет — их миллиарды. У Microsoft есть суперпосещаемый портал MSN, свой аналог «аськи» — Live Messenger, своя система блогов — Live Spaces и свой поиск Live Search. И если социальные сети, входящие в империю Google, и его мессенджер Google Talk пока менее популярны, чем решения Microsoft, то поисковик от Google по посещаемости явно опережает майкрософтовский, а у Youtube больше поклонников, чем у видеораздела MSN. В мобильной среде главная задача для обоих гигантов — начать аккумулировать внимание мобильных пользователей на своих порталах и сервисах, чтобы затем предложить эту базу внимания рекламодателям.
Посмотрим на Microsoft. Операционная система Windows Mobile фактически стала стандартом для мобильных устройств, называемых коммуникаторами (хотя этот термин и был рожден в недрах фирмы Nokia, за трубками финнов закрепилось понятие «смартфон»). Однако особых прорывов Microsoft это не принесло: до сих пор большинство трубок на основе Windows Mobile схожи по дизайну, громоздки и не всегда удобны в использовании, согласно данным Canalys, по итогам четвертого квартала ушедшего года доля устройств на основе ОС от Microsoft среди «умных трубок» — всего лишь 12%. Чтобы как-то расширить распространение своих сервисов, корпорация Microsoft пошла на отчаянный шаг, переписав свои приложения под конкурирующую ОС, поддерживаемую Nokia, — Symbian. Финны, как ни странно, даже согласились предустанавливать сервисы семейства Live на свои смартфоны: мессенджеры и почтовые сервисы Nokia все равно не выпускает.
В отличие от Windows Mobile операционная система Android, детище инженеров Google, основана на так называемой идеологии открытого кода и базируется на открытой ОС — Linux. Cейчас любой разработчик телефона, устанавливая на него ОС от Microsoft, должен посылать в Редмонд несколько десятков долларов за каждую трубку, что заметно бьет по доходности бизнеса, особенно если трубка недорогая. Воспользоваться ОС от Google можно будет бесплатно. Ключевая ставка поисковика, выпустившего новую систему, — это интернет-сервисы, интегрированные в Android, главные среди них — поиск и навигация по картам.
Первые прототипы на основе Android далеки от чудес, показанных в промо-ролике. На прошедшемнедавно в Барселоне мобильном конгрессе американские компании Texas Instruments, Qualcomm и японская NEC, производящие чипы для мобильных трубок, показали свои прототипы платформ для Android. Странная железка размером с коробку из-под мужских ботинок оставляла посетителей стенда в недоумении. Когда же это чудовище, как будто из фильмов Терри Гиллиама, превратится в аккуратненький чип? Получше смотрелся первый прототип трубки на основе микрочипа компании ARM. Но с нашумевшим iPhone у этой трубки не было даже самого отдаленного сходства, скорее — с Blackberry, никогда не блиставшими изяществом стиля.
Битва эпохи 50-х
В наиболее затруднительное положение попала компания Nokia. Многие годы финны успешно сотрудничали с сотовыми операторами по всему миру, но обновленная стратегия предполагает, что старая дружба превратится в coopetition (модный неологизм, образованный слиянием двух слов: cooperation — кооперация и competition — конкуренция). В центре коопетиции уже в этом году окажется новый мультимедийный портал Nokia, Ovi, бросающий вызов собственным порталам сотовых компаний. Музыкальный магазин Nokia Music Store может нанести удар по доходам музыкальных магазинов операторов — и первые признаки недовольства уже есть. Летом этого года в прессу просочилась переписка Nokia с французской фирмой Orange, руководители которой выразили негодование из-за того, что в трубках появилось приложение, открывающее доступ к Nokia Music Store. Компания Orange предложила компромисс: пусть в одних версиях телефона будет доступен сервис Nokia, а в других — музыкальный магазин Orange. Финны ничего менять не стали. Но что делать, когда в едином порыве сольются голоса десятков влиятельных операторов?
Некоторые аналитики, глядя на фирму Nokia сегодня, сравнивают ее с корпорацией Ford эпохи 50-х годов прошлого века. Обе компании создали революционный продукт, который изменил общество, уровень проникновения их продукта оказался высоким и стал неотъемлемой частью привычной жизни. Обе компании вышли в лидеры на своих рынках. Что делать дальше?
В 50-х разумно было делать автомобиль все более надежным и удобным, угадывать мысли покупателей и предлагать им высокое качество за разумные деньги. Это подразумевает поиск инноваций, совершенствующих основное свойствопродукта. В случае с автомобилем это процесс вождения, а не новые опции вроде подогрева сидений. Именно совершенствование основного продукта, отмечают эксперты, стало коньком японских «выскочек» — Toyota, Nissan и Honda, заметно потеснивших на американском рынке Ford и GM. Развивая это сравнение, легко понять, кто может стать новыми «японцами» в мобильной индустрии — это Apple и Google, предложившие рынку революционно новые идеи в отношении основного продукта — телефона.
Что касается операторов, то они прекрасно сознают сложность положения. Вот что сказал в своей речи в Барселоне глава Vodafone Арун Сарин: «Будущее мобильной индустрии будут определять те, кто преуспеет в сфере мобильного Интернета. Именно здесь разворачивается сейчас все более острая борьба. Наша задача — на равных конкурировать со всеми, новичками и старожилами. Но прежде всего абоненты должны активнее использовать мобильный Интернет. Одна из ключевых вещей здесь — операционная система. Сейчас у нас сосуществуют тридцать-сорок ОС, то есть разработчики должны адаптировать свои сервисы под тридцать-сорок разных систем. Я уверен, это слишком много. Это число надо сокращать — с сорока до трех-четырех. Заметьте, я не сказал одной: это кино мы уже видели — спасибо, не надо. Но что-то делать нужно».
Судя по всему, три-четыре ОС, о которых говорил Сарин, уже почти определились. Это семейство Symbian, которое поддерживают Nokia и Sony Ericsson, Windows Mobile от Microsoft, Android от Google и OS X от Apple. Но на простую конкуренцию, как на рынке шоколадок или даже рынке мобильных телефонов пятилетней давности, их соревнование похоже не будет — их ждет коопетиция. А вот победитель в этой схватке определится вполне традиционным путем: успеха достигнет тот, кто будет больше заботиться об удобстве и надежности своих сервисов.