Бизнес на горячих точках — Ъ

Рынок Wi-Fi-доступа в Украине только начинает развиваться, однако его основные игроки уверены, что через пару лет эта услуга будет массово востребована. Сейчас же рост популярности технологии Wi-Fi в Украине тормозится малыми объемами рынка, вследствие чего операторы выставляют тарифы, значительно превышающие среднюю плату за проводной доступ в интернет.

Коммерческая эксплуатация технологии Wi-Fi началась в Украине в 1999 году, когда "Укртелеком" построил в Киеве несколько таких точек. В 2006 году прорывом на украинском рынке беспроводного интернета стал проект Metro Wi-Fi. В нем приняли участие "МТС-Украина" и "Киевстар", позже присоединились "Украинские радиосистемы" (УРС; ТМ "Билайн"). Реализацией проекта и выполнением подрядных работ занимается компания ITNT. Сотрудничество оператора с подрядчиком строится по тому же принципу, что и с контент-провайдерами: компания заказывает сервис и потом предоставляет его под собственным брэндом. Таким образом операторы позиционируют сервис независимо друг от друга, но развивают его через одного посредника. То есть конкуренции между ними на этом рынке фактически нет – компании предлагают один и тот же сервис в одних и тех же местах.
Первой в июне 2006 года услугу Wi-Fi предложила своим абонентам компания "МТС-Украина". "Сегодня абоненты могут воспользоваться 55 точками доступа к Wi-Fi, большая часть которых размещена в Киеве, так как именно в столице самый высокий уровень проникновения компьютеров, в частности ноутбуков",– говорит пресс-секретарь компании "МТС-Украина" Алена Городецкая. Во всех упомянутых 55 точках доступа данной услугой также могут воспользоваться абоненты "Киевстар" и УРС.
Изначально предполагалось, что Wi-Fi будет предназначен для построения внутриофисных сетей, а WiMAX – для осуществления радиосвязи на улице. Но поскольку вторая технология несколько задержалась с выходом, в некоторых случаях Wi-Fi стал ее невольным конкурентом, выйдя на рынок уличного беспроводного доступа. "Особенно это почувствовалось с появлением стандарта 802.11n, который способен обеспечить скорость передачи данных до 300 Мбит/с,– отмечает исполнительный директор Ассоциации участников рынка беспроводных сетей передачи данных Wireless Ukraine Олег Соболев.– Что же касается Украины, то здесь, по нашим данным, впервые в мире удалось реализовать проект национального масштаба Metro Wi-Fi при участии мобильных и региональных операторов беспроводной связи. Мы создаем объединенную сеть точек общественного беспроводного доступа в ресторанах, аэропортах, на вокзалах и улицах. Удобный способ оплаты, без заключения каких-либо контрактов, позволяет потребителю быстро подключиться и не изучать особенности покупки доступа в каждой конкретной точке". Абоненту нужно отправить SMS на короткий номер (у каждого оператора свой номер), после чего он получает сообщение с кодом пополнения, а с его мобильного счета снимается соответствующая сумма. Причем один раз предоставляется возможность протестировать услугу, отправив SMS со стандартной стоимостью и получив от 1 до 5 Мб трафика. Однако за дальнейшее пользование услугой операторы требуют плату, намного превышающую средние цены на рынке доступа в интернет. У "Киевстара" отправка одного сообщения стоит 7,50 грн, за что будет предоставлено 5 Мб трафика (то есть 1,5 грн/Мб). Между тем у проводных провайдеров стоимость одного мегабайта колеблется в пределах 0,01-0,20 грн. Для абонентов "МТС-Украина" цена одного SMS также составляет 7,5 грн, но стоимость передачи данных составляет 0,2-1 грн/Мб в зависимости от того, где установлена точка доступа. Как правило, более высокие цены в кафе и ресторанах, в учебных заведениях и на улицах трафик дешевле. Более выгодное предложение у "Билайна". За 5 грн пользователь получает в распоряжение 25 Мб, за 8 грн – 40 Мб, за 15 грн – 75 Мб.
Следует отметить, что данную услугу не предоставляет "Астелит". В компании объясняют это экономической нецелесообразностью. "Сейчас мы внимательно исследуем этот рынок, а также рассматриваем разные технологии,– говорит PR-менеджер life:) Надежда Лубнина.– На наш взгляд, одной из основных беспроводных технологий, которые будут развиваться в Украине, станет WiMAX. Однако сказать, какому стандарту мы отдадим предпочтение и когда начнем предоставлять данные услуги, пока сложно. Все будет зависеть от ситуации на рынке". По словам госпожи Лубниной, уровень проникновения интернета слишком мал для того, чтобы развивать масштабную Wi-Fi-сеть для индивидуальных абонентов. По данным iKS-Consulting, в III квартале 2007 года уровень проникновения широкополосного интернета составлял около 3,6%.
Другой путь
Между тем крупнейший оператор фиксированной связи "Укртелеком" решил самостоятельно предоставлять услуги под торговой маркой "РадиоСпот". "Мы обладаем техническими, организационными и материальными ресурсами, чтобы развивать собственную Wi-Fi-сеть. К тому же пользователю услуги `РадиоСпот` абсолютно не обязательно быть клиентом мобильного оператора и вообще иметь мобильный телефон. Любой владелец ноутбука или карманного компьютера может без проблем воспользоваться услугой, купив карточку в том месте, где развернуто наше покрытие. Сейчас количество точек доступа `РадиоСпот` в Украине достигло 200,– рассказала начальник отдела по связям с общественностью `Укртелекома` Марьяна Литвиненко.– Конечно, когда появились первые точки доступа, предоставление услуг с помощью этой технологии являлось скорее имиджевым проектом. Но доля `РадиоСпот` в общей структуре наших доходов постоянно растет и демонстрирует неплохую динамику".
Карта пополнения счета для получения доступа в точке "Укртелекома" стоит от 12 до 60 грн. За 12 грн предоставляется 1 Гб трафика (то есть цена составляет 0,012 грн/Мб), который следует использовать в течении двух месяцев. При полнении счета на 60 грн пользователь получает 10 Гб трафика на шесть месяцев (то есть 1 Мб стоит 0,006 грн). Правда, таким подключением удобно пользоваться только при посещении, например, одного и того же кафе, где работает точка доступа "РадиоСпот".
Дешевое удовольствие
Услуга также продвигается в виде дополнительного сервиса для привлечения клиентов в публичные места. Организация точки доступа в кафе с использованием стандартного оборудования в среднем обходится в несколько сотен долларов. Сама технология может обеспечить скорость до 300 Мбит/с, однако конечный радиоинтерфейс подключается к проводному соединению, которое может давать от 128 Кбит/с до нескольких Мбит/с. Этот канал и будет делиться между всеми подключившимися к данной точке потребителями. За проводной канал обычно взимается ежемесячная абонплата в несколько десятков или сотен долларов в зависимости от пропускной способности. При этом интеграторы создают себе имидж, рекламируя услуги бесплатного Wi-Fi-подключения. К таким компаниям можно отнести Mirolink.net, открывшую уже 16 точек доступа в различных развлекательных заведениях, в частности в ресторанах сети "Козырная карта".
Интернет в кармане
Развитие Wi-Fi зависит также от производителей мобильных устройств, поддерживающих эту технологию. Wi-Fi активно продвигается консорциумом, в который вошли мировые IТ-гиганты: Intel, Apple, Microsoft, Motorola, Cisco и другие. По умолчанию практически каждый ноутбук оснащен модулем беспроводной передачи данных – Wi-Fi. А с лета этого года, скорее всего, так же будут обстоять дела и с WiMAX. Помимо этого модули Wi-Fi начали устанавливать в КПК, смартфонах, цифровых камерах и печатающих устройствах. Массовое производство и открытые стандарты привели к существенному удешевлению продукции. "Внедрение Wi-Fi-модулей в ноутбуки практически завершено. В 2007 году всего 2% ноутбуков было продано без Wi-Fi-модуля, тогда как в 2006 году эта цифра составляла около 20%,– говорит эксперт консалтинговой компании GfK Group Антон Шкляр.– В коммуникаторах ситуация осталась неизменна: в 2007 году, как и годом ранее, Wi-Fi-модулем были оборудованы 56% устройств. Рынок же мобильных телефонов и смартфонов пока еще далек от таких современных технологий, как беспроводная сетевая карта. Таких устройств с Wi-Fi-модулем в прошлом году было продано всего 0,8%. Правда, в 2006 году этот показатель был в четыре раза ниже – 0,2%. Единственным ценовым сегментом, демонстрирующим прорыв в продажах телефонов с поддержкой Wi-Fi, является премиум-сегмент, где цены стартуют от $400. В 2006 году их доля составила 5%, в 2007 году – 15,5%. Правда, премиум-сегмент в натуральном выражении занимает всего около 4%. В коммуникаторах, так же как и в мобильных телефонах или смартфонах премиум-сегмента, рост продаж устройств с Wi-Fi будет увеличиваться пропорционально популяризации точек доступа".
Нулевая отметка
Эксперты прогнозируют, что в дальнейшем произойдет массовое удешевление трафика, вплоть до нулевой отметки. "Вероятно, в будущем оплачиваться будет не передача данных, а дополнительные услуги, такие как мобильное ТВ, IP-телефония, контент и другие сервисы",– полагает консультант Netton CG Роман Химич.
В гостиницах или развлекательных заведениях стоимость может быть какой угодно. Все зависит от желания владельца. Если тарифицируется время, проведенное в интернете, цены могут колебаться в пределах 10-40 грн/ч. При учете трафика стоимость обычно не превышает 1,5 грн/Мб. Впрочем, поддержкой бесплатных точек доступа зачастую никто не занимается, отчего возможны сбои в работе. Если при этом подведена маленькая скорость, скажем 128 Кбит/с, то при подключении 7-10 человек медленный доступ превращается в пытку для пользователя. "Объемы рынка ничтожно малы. На всю Украину пока организовано всего несколько сотен публичных точек доступа. Это капля в море. Кроме того, на сегодняшний день толком не сформирована бизнес-модель. При одном подходе взимается плата за время, проведенное в интернете, при другом – считается использованный трафик. А в некоторых заведениях доступ вообще бесплатный. В последнем случае Wi-Fi позиционируется как имиджевая услуга, например как стойка с бесплатными газетами",– резюмирует Роман Химич.

Ъ