Васыль Лацанич: «МТС совместно с Microsoft будет продавать дешевые ноутбуки»

0
1 817 views

Форум Mobile World Congress является на сегодня главным местом встречи операторов и компаний телекоммуникационной отрасли. Они демонстрируют здесь свои решения, запускают новые инициативы, обмениваются опытом.

Корреспонденту HiTech.Expert удалось случайно в толпе посетителей встретить Васыля Лацанича, директора по маркетингу компании «МТС-Украина», который поделился своим видением выставки и дальнейшими планами оператора.

– Форум не удивил. Принципиально новых решений не было представлено. Половина продают в принципе одно и то же. В прошлом году все говорили о конвергенции, в этом году это практически запрещенное слово. Конвергенция не пошла, никто не понимает, что это такое. В позапрошлом году все говорили о мобильном телевидении на базе UMTS и DVBH. В этом году — тишина. В то же время этом году больше говорят про контент, о новых «примочках» на UMTS, но они пока откровенно слабые.

– А что-то по WiMax увидели, ведь известно, что МТС присматривалась к лицензии?

– WiMax представляли Motorola, Intel, Cisco. Единственное, что может вывести эту технологию — это ее интеграция в чипсеты, что обещает Intel. Ведь когда они сделали это с Wi-Fi, – технология резко взлетела. Да, мы рассматривали лицензию на WiMax, и оказалось, что пользовательского оборудования практически нет. WiMax появился, когда крупные операторы развернули 3G-сети, проинвестировав много денег. Для операторов легче развиваться эволюционным путем. Так, руководитель Vodafon публично поддержал именно UMTS.

– МТС вообще не планирует развивать WiMax?

– Проблема в том, что нормального частотного ресурса в Украине нет. Пригодные частотные диапазоны заняты разными компаниями, из которых работает всего одна – «Альтернет». Все остальные просто не работают, и пока никто не отобрал лицензию за ее неиспользование.

– А что, должны забирать?

– По истечении определенного времени, если оператор не начал работать, его лицензия забирается и выставляется повторно на торги.

– Но существуют те или иные пути приобретения лицензий. Например, через приобретение компаний. Интересует ли вообще WiMax МТС?

– WiMax — интересует. Вопрос в том, какие частоты для WiMax являются работоспособными и соответственно оценивать, за какую цену можно приобрести. В диапазоне 5 ГГц развивать WiMax не имеет никакого смысла.

– Присмотрели ли на выставке интересные телефоны?

– Производители телефонов уже не блещут, сократилось их число. Раньше были огромные стенды Alcatel, Sagem, а сейчас реально они «тихонько» показывают по три трубки. Китайских трубок очень мало. Они представлены Huawei и ZTE. Стенды Samsung и LG выделяются, но принципиально новых решения на них нет. Все предлагают камеры до 5 мегапикселей, все предлагают интерфейсы типа touch-screen. Но это уже все было.

– Но можно ли сказать, что самая большая инновация на этой выставке — это touch-screen. Кстати, я вижу у вас iPhone. Удобно пользоваться?

– Очень им доволен. Да, действительно, на прошлой конференции touch-screen появлялся только в hi-end, а сейчас уже — в массовых моделях.

– Характерны ли новые тенденции для мобильных операционных систем?

– Все больше производителей переходят на ОС Windows Mobile 6. Очередным «поклонником» Windows стала Sony Ericsson. Реально только Nokia держится за Symbian. Кстати, Арун Сарин, исполнительный директор Vodafone, поставил вопрос, а сколько будет операционных систем? Потому что не очень хорошо для индустрии повторение ситуации, характерной для компьютерного мира. Он говорил о том, что должно быть хотя бы 4 системы, но не 30. На самом деле, Microsoft изначально упустил рынок. Он мог давно доминировать на нем, благодаря синхронизации с ПК. Это было признание Билла Гейтса, который сказал, что они долго говорили о мобильной ОС, но ничего не делали. И первые мобильные Windows были мягко говоря «бедненькими». Apple — не массовый, а нишевый продукт. В то же время Windows стремится стать массовым продуктом, т.е. зайти как можно в большее количество альянсов производителей телефонов, чтобы захватить рынок. У Apple такой задачи нет. Чему может позавидовать Билл Гейтс — это отрабатывание денег после покупки. Все последующие закачки являются притоком денег для Apple. Они же получают со всего этого.

В нашу беседу включается Михаил Герчук, директор по маркетингу МТС (Россия):

– Это будет битва следующих лет, потому что Apple выступила с такой бизнес-моделью, и многие операторы отказались от участия в ней. Та же Vodafone не собирается делиться доходами после того, как купили телефон. А какие-то операторы второго эшелона пойти на это. В итоге, как мы видим iPhone серьезно поднимает сумму денег, которую люди тратят на неголосовые услуги. Но при этом другие телефоны продаются больше. И интересно, как будет дальше развиваться модель с телефонами. По старому принципу, когда продается телефон, а оператор дальше предоставляет свои услуги, либо будет меняться в сторону бизнес-модели Apple. Но мне кажется, что будет по-старинке. Потому что альтернатив очень много. Все китайские компании готовы сделаны подобные телефоны с опозданием на год-два. И они не собираются претендовать на долю доходов оператора. У операторов всегда есть выбор.

– Что компания МТС почерпнула из выставки? Что планирует ввести у себя? Какие-то инновации, интересные решения?

Л — Я не хочу все рассказывать. Пусть что-то станет нашими сюрпризами. Но вещи, которые заинтересовали, например, новые виды роуминга. Это роуминг без роумингового соглашения. Препейд-абонент, попадающий к оператору, у которого не работает Camel-роуминг, может работать на основе сигнализации, которая работает между двумя платформами. Это резко расширяет возможности прямого Camel-роуминга для препейда по всему миру. Но сказать, что это готово к использованию, пока нельзя. Это скорее идея. Если она пойдет дальше, мы будем ее реализовывать.

Г — Из серьезных инноваций компания МТС во вторник объявила о сотрудничестве с Microsoft по запуску дешевых лэптопов с встроенными сим-картами. Это достаточно революционное начинание, которое позволит низкодоходным слоям населения впервые получить доступ к интернету.

– Это будет только в России?

Г — Нет, это будет по всей группе.

Л — Это было предложение Microsoft — дешевые лэптопы с модемами за абонплату за интернет-подключения. Например, договариваемся, что если обычные подключения стоят, грубо говоря, 100 грн., то подключение с лэптопом будет стоить, например, 200 грн. в месяц. Таким образом будет выплачиваться кредит по лэптопу, и человек получает все сразу.

– И во сколько обойдется такой лэптоп?

Л — Ну это зависит от ноутбука. Они показывали лэптопы по 600 долл., при чем нормальные, тонкие, современные.

– А рассматривался ли вариант подключения в них скоростного CDMA-интернета (МТС-Коннект)?

Л — Мы рассматривали с точки зрения CDMA, потому что эта технология дает больше возможностей, чем SIM-карта. Технологически решения могут быть разные. Главное идеология.

– А что по Вашему мнению быстрее — CDMA (новых релизов) или UMTS?

Л — Думаю, это вы должны решить. У нас пока UMTS-лицензии нет. С московской сетью мерять некорректно. Поэтому меряйте сами. Расскажете нам, что получилось. Мы верим в CDMA, потому что он на сегодняшний день дает более качественное покрытие, стабильный сигнал, которому не мешает голос. Мы не верим в большею перспективу в этом году видеозвонков. Мы к тому же делаем полную терминальную поддержку. Все оборудование завозится под нашим брендом. У Utel нет поддержки терминалов. Если купили, то дело ваше. Нет нормального распространения стартовых пакетов. Не то что во Львове или в Одессе, а даже в Киеве. И попробуйте настроить соединение с компьютером.

Ведь, понимаете, даже на EDGE ушел не один год. И только сегодня мы можем заявить о 100-процентном покрытии. А спросили ли бы меня года 3 назад — я бы сильно сомневался. А сейчас уже этому время. В России нет 100% EDGE, но есть переход на UMTS. У нас — это результат затянувшегося беспросветного ожидания UMTS-лицензии.

Г — В Украине важно открыть продажу лицензии на 3G, потому что конечно Украина запоздала с внедрением UMTS.

– Почему же такие задержки с внедрением (вопрос, конечно, праздный)?

Л – Спросите у НКРС и «Укртелекома», почему до сих пор простаивает ресурс получения денег для государства.

– Вернемся к участию компании МТС в конгрессе. Какие цели она ставила, выступив «платиновым» спонсором Leadership Summit?

Г — Выступление МТС на выставке было очень солидным. Ни одна российская (и украинская — HiTech.Expert) компания еще так заметно не выступала. В первый день собирались 200 первых лиц всех крупнейших операторов и компаний-разработчиков. Леонид Меламед выступил с речью, говоря о том, что страны присутствия МТС — Россия, Украина и др. – показывают превосходные показатели роста. И индустрия обращает больше внимания на то, что происходит в Восточной Европе. И Меламед призвал операторов, вендоров, различных игроков индустрии к сотрудничеству для дальнейшего ускорения роста и удовлетворения потребностей абонентов в Восточной Европе. Особенно учитывая ситуацию на западных рынках, угрозу рецессии. Поэтому рост по всем направлениям достаточно уникален. И огромный интерес к нашему рынку проявляют западные журналисты, аналитики при очень плохом знании материала. Мы видим одну из наших задач в информировании индустрии об успехах рынка с целью ускорения введения новых услуг для абонентов. Недавние примеры — это Blackberry, МТС-Коннект. Теперь лэптопы. Впервые из восточноевропейских операторов МТС была номинирована на награду GSM ассоциации — за WAP-портал.

Л – На выставке была палатка Vodafone, отдельный сетнд Orange, большая будка T-Mobile. Это мировые игроки, лидеры отрасли. МТС начинает входить сюда и становиться в ряд с мировыми игроками. Мы не можем поспорить с ними по выручке, но мы работаем в странах с другой спецификой. Мы хотим заявить о себе как компания с очень серьезными намерениями играть на мировом рынке.

Справка HiTech.Expert:

Васыль Лацанич пришел в UMC (теперь — МТС-Украина) из рекламного агентства All Motion, где занимал должность директора по обслуживанию клиентов и стратегии. С ноября 2001 по январь 2004 года Васыль работал начальником отдела маркетинга UMC, занимался планированием и воплощением всех маркетинговых и рекламных кампаний оператора. До этого работал маркетинг-менеджером Coca-Cola Bottlers Siberia (Новосибирск) и маркетинг-менеджером сибирского региона Coca-Cola Krasnoyarsk Bottlers (Красноярск). С июля 1996 по май 1999 года занимал разнообразные должности в Coca-Cola Amatil Ukraine Ltd и Coca-Cola Beverages Ukraine: от менеджера по развитию торговли до директора Ивано-Франковского филиала и менеджера по развитию каналов продажи (Киев).