Государство требует от операторов как можно быстрее обеспечить повсеместное покрытие Украины скоростным интернетом. Фиксированные линии должны быть повсюду, причем оптические, а мобильный интернет – на скорости не ниже 4G.
Концепция цифровизации, представленная Министерством цифровой трансформации, предусматривает, что в течение трех лет 4G-связь охватит все дороги и сельские районы, Wi-Fi будет в каждой больнице, школе и библиотеке, то есть доступ к скоростному интернету будет у каждого гражданина, где бы он не находился. Чтобы создать полноценное “государство в смартфоне”, то есть онлайн-доступ ко всем государственным ресурсам, реестрам, полный электронный документооборот.
Но, к великому сожалению, реализация этих целей упирается в неработающий Закон о доступе к инфраструктуре и откровенный саботаж владельцев и балансодержателей различных объектов.
Сводки с фронта
В феврале 2021 в Киеве на жилищном массиве “Ликоград”, состоящем из 17 домов, злоумышленники повредили кабельные коммуникации оператора “Киевстар”. Обычно вопросы восстановления кабеля решаются очень быстро. Но в “Ликограде” местное ОСМД (объединение совладельцев многоквартирного дома, по-украински ОСББ) стало “тянуть время” – не выдавать ключи от помещений, где находится оборудование, отказывать монтажникам оператора в доступе к зданиям и т.д. После того, как компания сделала этот кейс публичным, вопрос с доступом монтажников на объект решился. Но вместо одного дня процесс занял несколько недель.
К сожалению, такие случаи не единичны. В преобладающем большинстве случаев корень проблемы сводится к игнорированию ОСМД (объединениям совладельцеа многоквартирных домов), а также владельцами государственной и коммунальной собственности норм Закона о телеком-доступе к инфраструктуре. И на сегодня у операторов и провайдеров практически нет рычагов влияния на ситуацию с доступом, если собственники инфраструктуры не намерены эффективно сотрудничать.
По данным оператора “Киевстар” за 2020 год пришлось демонтировать или переносить около 60 базовых станций. В большинстве случаев, из-за того, что арендодатели изменили свое решение по стоимости аренды, либо отказались сотрудничать. Средняя стоимость строительства каждой базовой станции – около 1 млн грн. Например, в одном из сел Васильковского района, где проживает 2 тысячи человек, сельский голова лично решил, что базовой станции в селе не должно быть, и потребовал ее демонтировать.
Сложности с доступом возникают и на стороне распорядителей коммунального имущества. Так, собственники могут изменить по своему усмотрению плату за аренду, запретить оператору устанавливать оборудование, или потребовать демонтировать ранее установленное оборудование.
Например, провайдера «МАКЛАУТ-ИНВЕСТ» из Черкасс для размещения телеком-оборудования заставляют заключать несколько договоров. Один с региональным отделением Фонда государственного имущества по Черкасской области – договор аренды государственного имущества. Второй – с Государственным предприятием «Черкасский государственный научно-исследовательский институт технико-экономической информации в химической промышленности» – договор по доступу к инфраструктуре объекта. Платить нужно, соответственно, тоже дважды.
К сожалению, суды не помогают защищать операторов и провайдеров от произвола чиновников на местах, или владельцев коммунальной собственности. Недавно Окружной административный суд города Киева рассмотрел дело по иску провайдера Wnet к Киевской городской государственной администрации о признании противоправной бездеятельности в части нарушения Закона о доступе. Так, суд фактически отверг нормы указанного закона, заявив, что он только рекомендует местным властям установление платы за доступ, а в функции местных администраций вообще не входит решение вопросов по установлению такой платы.
Неработающие законы
Для развития телекома три года назад был принят закон “Об упрощенном доступе к инфраструктуре” (закон №1834). Его смысл заключается в том, чтобы разрешить телеком-операторам оформлять доступ по упрощенной процедуре. Этот закон предусматривает прозрачное ценоформирование, он опирается на методики расчета арендной платы, разработанные Кабинетом министров. Если бы этот закон полноценно работал, операторов нельзя было бы необоснованно не пускать в дома или завышать им плату за доступ, требовать без веских причин демонтировать уже установленное и работающее оборудование.
“К сожалению, реализация амбициозных целей правительства по цифровизации Украины упирается в сложности с доступом к инфраструктуре и формированию стоимости такого доступа за размещение телекоммуникационного оборудования. Если говорить о государственном и коммунальном секторе, то сегодня существуют два параллельных и независимых друг от друга закона, которые регулируют правовые отношения в сфере доступа: Закон № 157-IX про аренду имущества и Закон № 1834-VIII про телеком доступ к инфраструктуре. И если второй Закон устанавливает прозрачные правила расчета платы за доступ, то первый – зачастую оставляет формирование цены аренды на усмотрение арендодателя”, – отмечает Александр Когут, директор по регуляторному обеспечению “Киевстар”.
Это, по его словам, приводит к тому, что арендодатели могут без должных оснований потребовать плату в разы больше, чем в среднем по рынку, или вообще безосновательно отказать оператору в доступе. Таким образом, балансодержатели отдают предпочтение работе с операторами сугубо согласно Закона про аренду, игнорируя при этом прозрачные правила, установленные Законом про телеком-доступ. При этом вопрос согласования стоимости аренды может рассматриваться до 9 или больше месяцев, и может закончиться тем, что оператор вынужден отказаться от аренды, ввиду необоснованно завышенной цены, которая не соответствует реалиям на рынке.
Для операторов это – потерянное время, замороженные инвестиции, а для абонентов – вынужденное ожидание улучшения качества связи. А вот в тех немногочисленных случаях, когда балансодержатели соглашаются работать согласно Закона о доступе, вопросы установки оборудования решаются в два раза быстрее. Тому пример – запуск 4G в метро Киева, который оформлен полностью в соответствии со специализированным законодательством о доступе к инфраструктуре, а не аренды имущества. В марте 2020 года операторы начали предметные переговоры о договоре доступа, и уже в начале июня 4G интернет работал на основных станциях подземки.
По информации операторов, в 30% случаев они получают немотивированные отказы от владельцев коммунальной собственности на установку оборудования. Много примеров, когда те же ОСМД пускали в дома отдельных провайдеров, и отказывали всем остальным или требовали с них большой “взнос” за возможность предоставления услуг.
Если бы к установке телеком-оборудования полноценно применялись требования закона об упрощенном доступе к инфраструктуре, такого бы не было. Поэтому в прошлом году в Верховной Раде пытались принять отдельный законопроект об установлении обязательности выполнения существующего законодательства про телеком доступ к инфраструктуре (№ 2042). Но тогда огромную роль сыграло коммунальное лобби, в частности, Ассоциация владельцев ОСМД, и большинство депутатов провалило данный законопроект.
Продолжение следует
Конечно, проблемы никуда не ушли, и Комитет цифровой трансформации предложил новые законопроекты, улучшающие взаимоотношения операторов с собственниками. Сейчас в Верховной Раде рассматриваются два законопроекта: № 4118 “О внесении изменений в Закон Украины “О доступе к объектам строительства, транспорта, электроэнергетики с целью развития телекоммуникационных сетей” и другие законодательные акты Украины для развитию телекоммуникационных сетей” и № 3410 “О внесении изменений в Закон Украины “Об аренде государственного и коммунального имущества” (относительно расположения технических средств телекоммуникаций).
– Законопроект № 4118 о том, чтобы убрать правовую коллизию, которая не позволяет телеком-операторам работать по закону об упрощенном доступе к инфраструктуре. Это закон о том, чтобы на операторов, которые строят покрытие мобильной и фиксированной связи, распространялся Закон об упрощенном доступе к инфраструктуре. Законопроект № 3410 призван решить те же цели, но во взаимоотношениях между телеком-операторами и распорядителями коммунального и государственного имущества. Его цель, чтобы при работе с арендодателями из госсектора для провайдеров и телеком операторов применялись прозрачные, прогнозируемые и долгоиграющие правила доступа.
Мы обратились за комментариями к депутату Верховной Рады, заместителю главы комитета цифровой трансформации Александру Федиенко, который является автором многих законопроектов, направленных на упрощение прокладывания телекоммуникаций. По его словам, законопроект № 4118 находится на рассмотрении, но его не вносят в повестку дня. Для этого нужна воля Офиса Президента и ВРУ.
А вот с № 3410 ситуация складывается катастрофическая. Более года отрасль ждала рассмотрения этого проекта на Комитете по вопросам экономического развития, который возглавляет Дмитрий Наталуха. И вот в феврале Проект Закона о внесении изменений в Закон Украины “Об аренде государственного и коммунального имущества” (относительно расположения технических средств телекоммуникаций) наконец был рассмотрен.
“Обращаю ВНИМАНИЕ: технических средств !!!! НЕ кабинетов, НЕ помещений, а именно кабелей, антенн, кронштейнов и тому подобное. Но коллеги даже не захотели услышать аргументы. Сегодня в ситуации, когда объект недвижимого имущества относится к государственной или коммунальной собственности, от операторов, провайдеров телекоммуникаций часто требуют подписания двух различных договоров, со структурным подразделением Фонда государственного имущества Украины, как за аренду имущества, и владельцем инфраструктуры, как за доступ к элементу инфраструктуры объекта доступа”, – отмечает Федиенко.
Такая законодательная коллизия приводит к тому, что очень часто операторы, провайдеры телекоммуникаций вынуждены платить двойную плату, а именно, арендную плату по договору аренды, и плату за доступ к инфраструктуре объекта доступа для размещения технических средств телекоммуникаций по договору доступа.
Депутат отмечает, что проект Закона направлен на урегулирование этого вопроса и имеет целью устранить основания для взыскания с операторов, провайдеров телекоммуникаций двойной платы.
“Сказать, что я разочарован результатом, это ничего не сказать, я в ярости! За поддержку законопроекта проголосовал ОДИН депутат, моя коллега Роксолана Пидласа, за что я ей искренне благодарен. Это к тому же, что я потратил год на то, чтобы его рассмотрел комитет вообще. Другие проголосовали за отправку на доработку. Это вообще выглядело как насмешка. Что дорабатывать? Вопрос простой. Будут ли операторы и провайдеры платить на государственных объектах двойную плату. Ответы два: ДА или НЕТ”, – подчеркивает Федиенко.
Прогресс не остановить
Операторы и провайдеры конечно же находятся на стороне прогресса. Им нужно строить сети везде, быстро и качественно. Но существующий закон об аренде тормозит процесс, в то время как Закон об упрощенном доступе к инфраструктуре способствует этой задаче. И для того, чтобы он работал, надо принять указанные два законопроекта, а для этого должны объединиться все силы, представители операторов и провайдеров, общественные организации.
“Неурегулированность этого вопроса и в дальнейшем будет приводить к тому, что операторы, провайдеры телекоммуникаций будут необоснованно платить двойную плату. Игнорирование урегулирования этого вопроса влечет необоснованные расходы для операторов, провайдеров телекоммуникаций, или перекладывание этих расходов в расчеты платы за телекоммуникационные услуги своих абонентов, в том числе граждан. Что является очевидным основанием для повышения стоимости телекоммуникационных услуг, — говорится в обращении Интернет-ассоциации Украины к Комитету по вопросам экономического развития ВРУ. – Поэтому, именно внесением дополнения абзацем 12 части шестой статьи 2 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» будут устранены существующие проблемы, и операторы, провайдеры телекоммуникаций справедливо будут платить единую плату – плату за доступ к элементам инфраструктуры объекта доступа в соответствии с договором о доступе и по расчетам, осуществленными в соответствии с Законом о доступе”.
Поэтому указанный комитет должен поддержать проект Закона и рекомендовать Верховной Раде принять Закон № 3410 в первом чтении. Для этого на депутатов должны повлиять Кабинет министров и лично Президент, который имеет большинство в Раде. Иначе процесс не разблокируется.