Россия строит истребитель — «невидимку» 5-го поколения

Летные испытания перспективного авиационного  комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА, И-21, Т-50, «изделие 701»), по заявлениям руководства ВВС России, должны начаться в 2009 г., серийное производство — в начале следующего десятилетия. Это будет истребитель последнего 5-го поколения, максимально неуловимый для радаров противника. Американский аналог — F22 Raptor, сообщает HiTech.Expert.

Главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин 6 декабря 2007 г. сообщил о завершении генподрядчиком ОКБ «Сухой» отработки рабочей конструкторской документации истребителя и передами ее на завод-изготовитель (Комсомольское-на-Амуре авиационно-производственное объединение – КНААПО) для создания опытного образца. При этом отметил, что все работы идут по плану, который соответствует государственной программе вооружения до 2015 года.


Генеральный директор компании «Сухой» Михаил Погосян на авиакосмическом салоне LIMA-2007 сообщил о начале испытаний ПАК ФА в 2009 г. и серийного производства ближе к 2015 году. По его словам, сейчас начался этап постройки опытных образцов истребителя 5-го поколения. При этом он отметил, что цикл испытаний ПАК ФА будет существенно длиннее, чем у истребителя Су-35, сформированная платформа которого ускорит серийное производство истребителя 5-го поколения. Но в связи с постоянным развитием авионики 5-го поколения облик самолета будет достаточно быстро меняться.

 

Макет самолета не был показан на МАКС-2007 по соображениям режима.


По заявлению директора Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) Владимира Каргопольцева, проект ПАК ФА «достаточно сильно продвинут». Он же отметил, что новый боевой самолет создается с учетом таких критериев, как возможность использования укороченных взлетно-посадочных полос, малозаметность планера и вооружения истребителя, сверхманевренность, полет на сверхзвуковой скорости в безфорсажном режиме, новый двигатель.


Известно, что на  право оснастить ПАК ФА новым  двигателем претендуют НПО "Сатурн" и ФГУП "ММПП "Салют" (г. Москва). Последнее предлагает двигатель, созданный на базе известного АЛ-31Ф.

 

В июне 2007 г. в статье о международном авиасалоне в Ле-Бурже газета «Известия» сообщила об оснащении будущего самолета вместо традиционных стрелочных приборов тремя цветными жидкокристаллическими дисплеями, на которые будет выводиться вся интересующая пилота информация.

 

В октябре 2007 г. было подписано российско-индийское межправительственное соглашение о совместной разработке и производстве истребителя пятого поколения на основе проекта ПАК ФА.

Истребители 5-го поколения уже существуют в США (27 эскадрилья тактических истребителей F-22 Raptor ("Хищник"), авиабаза Лэнгли, декабрь 2005 г.), Франции (Rafal) и Швеции (Saab JAS-39 Gripen). Последние иногда относят к самолетам поколения 4++. В США по программе JSF разрабатывается более легкий однодвигательный истребитель F-35.

 

F-22 – первый боеготовый истребитель 5-го поколения. Начало работы над проектом — 1983 г., испытания опытного истребителя – 1997 г., первый полет прототипа YF-22 — в 1990 г., начало серийного производства – 2001 г. В ходе разработки истребителя его цена росла, конечная превысила 330 млн. долл. Количество серийных машин с предполагаемых более чем 800 снизилось до 183, которым будут укомплектованы семь строевых и одна учебная эскадрильи ВВС США.



Самолет является тяжелым одноместным истребителем. При максимальном взлетном весе более 27 т его максимальная скорость достигает 1900 км/ч., крейсерская сверхзвуковая скорость превышает 1450 км/ч. Боевой радиус действия 1100 км, боевая нагрузка — до 6 т. Подвесное вооружение размещается в трех внутренних отсеках. Отличается высокими летными характеристики в сочетании с малозаметностью.

 

В ходе эксплуатации были отмечены недостатки, в т.ч. сбой программного обеспечения при перелетах на большие расстояния с пересечением «линии перемены дат» — условной линии, по разные стороны которой местное время одно и то же (с точностью до часового пояса), но календарные даты различаются на одни сутки (проходит по меридиану 180 градусов с отдельными отклонениями).

Проекция ПАК ФА. Фото www.news.ru

На первых опытных экземплярах нового истребителя, скорее всего, может быть установлен модернизированный вариант двигателя АЛ-31Ф-М3. По данным разработчиков в режимах «полный форсаж» и «максимал» он развивает стендовую тягу 12500 кгс и 7770 кгс соответственно. Удельный расход топлива на максимальном режиме работы составляет 0.75 кг/(кгс*ч), на форсаже — 1.92 кг/(кгс*ч), минимальный крейсерский удельный расход топлива — 0.67 кг/(кгс*ч); сухая масса двигателя 1530 кг, удельный вес 0.122. Базовая цена двигателя АЛ-31 — порядка 3 млн долл.

Самолет будет одноместным, малозаметным, с подвесным вооружением на внутренних узлах подвески. Бортовое радиоэлектронное оборудование самолета будет отечественной разработки и производства. Предположительно размах крыла может составить около 14 м, площадь – 84 кв. м., высота – около 4,5 м. При этом масса пустого самолета может быть в пределах 17 т, взлетная нормальная/максимальная – 23,5/34 т. При этом масса топлива может составлять 5-10 т. Практическая дальность и радиус боевого применения самолета могут быть в пределах 4000 км и 1500 км соответственно.



Проекция ПАК ФА. Фото www.news.ru

В составе вооружения, вероятнее всего, будет установленная стационарно встроенная 30-мм пушка. Кроме того, самолет будет оснащаться различными вариантами современного высокоточного управляемого вооружения, обеспечивающего поражение наземных (надводных) и воздушных целей с высокой вероятностью.

 

По предварительным оценкам российским ВВС может понадобиться около 200-250 боевых машин, серийное производство которых по оптимистическим оценкам может начаться в лучшем случае в период 2010-2012 гг., в худшем – около 2015 года.

 

Участие в создании этого самолета Индии позволяет говорить о его хорошем торговом потенциале и оптимистических экспортных перспективах.

Оружие России