Интерконнект: время перемен

0
679 views

Ценовые войны, спровоцированные агрессивной политикой малых игроков, постепенно отходят в прошлое. Демпинговые акционные предложения не продлеваются, новые – не появляются.

Нормализация конкурентной среды предоставляет операторскому сообществу возможность вернуться к вопросу о дальнейших путях развития рынка мобильной связи. После прекращения порочной практики конкуренции экономически необоснованными ценами главным вопросом повестки дня стало урегулирование великого множества структурных проблем, которые мешают развитию рынка.

Размер и условия взаиморасчетов за трафик между операторами, т.н. интерконнект, являются проблемой номер один, куда более важной, нежели внедрение практики переносимости номера или конверсии частот. Проблема интерконнекта имеет несколько взаимосвязанных аспектов. С одной стороны, высокие ставки интерконнекта препятствуют развитию бизнеса новых игроков и сдерживают общение людей с абонентами других сетей. Тем самым глобально угнетается спрос на услуги мобильной телефонии, рост которого признается основным резервом развития операторского бизнеса на ближайшие годы.

С другой стороны, существующие достаточно высокие ставки парадоксальным образом оказались единственной эффективной защитой от безудержного демпинга агрессивных новичков. Уже второй год на рынке имеют место заведомо убыточные ценовые предложения. Их отличительной особенностью являются тарифы на звонки в другие сети, равные действующим ставкам интерконнекта. Реализуя рискованную и, похоже, малопродуктивную рыночную стратегию, некоторые компании готовы годами работать "в ноль". Чем ниже будут ставки интерконнекта, тем больший ущерб такая практика будет приносить и её адептам и всем остальным.

Ситуацию усугубляет отсутствие дееспособной системы государственного управления рынком мобильной связи. Парламентские выборы отложили вопрос назначений в органы власти, уполномоченные контролировать и регулировать этот рынок, на неопределенный срок. В результате все без исключения спорные вопросы по-прежнему остаются предметом договорённостей самих операторов. Отсутствие компетентного арбитра делает невозможным урегулирование вопросов, в которых сталкиваются диаметрально противоположные интересы.

В случае с проблемой интерконнекта таким вопросом стала идея асимметричных ставок. Ссылаясь на опыт некоторых (далеко не всех, надо сказать) стран, апологеты асимметричных ставок предлагают установить порядок, при котором крупные компании будут получать за пропуск входящего трафика меньше, нежели их меньшие по размеру конкуренты. Теоретическим обоснованием этой точки зрения является концепция т.н. "существенной рыночной власти" крупных игроков и дисбаланс входящего-исходящего трафика, который объективно имеет место в настоящее время.

Однако эта умозрительно правильная концепция имеет один недостаток, который сводит на нет её все такие же умозрительные выгоды для рынка. При отсутствии эффективного регулирования и контроля со стороны государства малые участники рынка немедленно используют разницу в ставках доступа, чтобы создать точно такие ценовые "ножницы", от которых страдают сами. Используя этот ценовой "зазор", они предложат своим абонентам тарифы для звонков в сети крупных компаний на уровне своей рентабельности (установленных для них ставок интерконнекта в общем случае). Но для крупных компаний этот уровень будет недостижим в силу более высокого уровня этих самых ставок. Таким образом асимметричный интерконнект неизбежно превратится в инструмент создания конкурентных преимуществ из ничего, из воздуха.

Постепенное выравнивание и устранение диспропорций, от которых страдает бизнес всех без исключения участников рынка, не имеет альтернативы в долгосрочной перспективе. Снижение нынешних ставок интерконнекта давно назрело и неизбежно будет претворяться в жизнь. Планомерность и управляемость этого процесса являются гарантией того, что разрешение одних проблем не создаст другие. Ответственное и адекватное реалиям рынка поведение всех его участников является залогом стабильного успешного развития отдельных компаний, отрасли и страны.