Неглубокое проникновение или когда Broadband победит в Украине?

0
255 views

Несмотря на увеличение продаж настольных компьютеров и ноутбуков, количество пользователей интернета по-прежнему растет невысокими темпами. И хотя по оценкам GfK Ukraine этой услугой пользуются уже 6,5 млн украинцев, уровень проникновения широкополосного интернета у нас крайне низкий – по данным Central European Media Enterprises Ltd, среди частных пользователей он достигает лишь 1%. И хотя в этом году на рынке наметились тенденции к росту, эксперты уверены, что существенного увеличения проникновения можно ожидать не раньше 2010 года.

Полезные действия
Базовые возможности интернета, такие как пользование электронной почтой, поиск информации и общение по ICQ, становятся все более привычными для украинцев. Однако переходить на прогрессивные виды связи и на решение более сложных задач с помощью всемирной сети они пока не спешат. Хотя около половины (3 млн) украинских пользователей, по данным GfK Ukraine, имеют доступ к интернету дома, большинство из них выходит в сеть устаревшим способом – с помощью коммутированной связи (dial-up). В то же время уровень проникновения широкополосного интернета на Украине существенно не изменился: начиная с 2005 года и до сих пор он составляет около 1% частных пользователей и остается одним из наиболее низких в Восточной Европе. Так, число пользователей широкополосного доступа среди частных лиц в Румынии составляет 3%, в Словакии – 10%, а в Словении и вовсе 40%. Между тем "Укртелеком" еще в марте заявил, что обслуживает порядка 100 тыс. абонентов "Ого!", немногим более 130 тыс. насчитывает абонентская база "Воли", еще порядка 150-200 тыс. пользуются услугами менее крупных кабельных операторов, таких как "Датагруп", "Голден Телеком", "Оптима Телеком", а также Ethernet-сетей. Позиции мелких кабельных операторов пока слабы – инфраструктурой "Укртелекома" пользуются 80% абонентов фиксированной связи, и к 2010 году, по прогнозам экспертов iKS-Consulting, конкуренты монополиста смогут занять лишь 25% рынка. В связи с этим альтернативные операторы вынуждены фокусироваться на бизнес-сегменте, предоставляя более высокое качество услуги по более высоким ценам.
Кабельный интернет развит пока фрагментарно – сеть есть лишь в местах скопления большого количества абонентов. Тем не менее за последний год все же наметились тенденции, способные изменить ситуацию к лучшему. Так, по мнению ведущего аналитика GfK Ukraine Татьяны Ильяшенко, корпоративный сегмент широкополосного интернета за последний год показал высокий рост спроса и в крупнейших городах уже приблизился к своему насыщению. Однако в связи с ограниченной абонентской базой данный сегмент не является перспективным для провайдеров. Это стало понятно еще в конце 2005 года, когда динамика роста доходов интернет-провайдеров снизилась до 10% – по сравнению с почти двукратным ростом годом ранее. Резервы роста в корпоративном сегменте, по мнению госпожи Ильяшенко, остались лишь в городах, население которых не превышает 1 млн жителей.
Обратная связь
Своевременному выходу крупных игроков на рынок предоставления доступа в интернет для индивидуальных пользователей способствовало государство. После вступления с начала этого года в силу новых правил взаиморасчетов с "Укртелекомом" за предоставление услуги call-back основное конкурентное оружие мелких провайдеров стало невыгодным, и, как следствие, сам dial-up сильно сдал позиции. Одновременно с этим отечественный монополист фиксированной связи "Укртелеком" существенно снизил тарифы на безлимитный пакет ADSL-доступа до $15-30 в месяц. Это позволило "Укртелекому" стремительно увеличить число пользователей, чему способствовала и огромная база абонентов фиксированной связи, которая к середине 2007 года составляла 10,2 млн украинцев. По словам главы правления ОАО "Укртелеком" Георгия Дзекона, только за первые три месяца этого года количество пользователей "Ого!" возросло с 70 до 100 тыс., а к концу года в компании планируют увеличить этот показатель до 200 тыс. Сейчас услугой "Ого!" пользуется 170 тыс. жителей Украины.
Основная битва за массовый сегмент происходит на киевском рынке. Лидером среди кабельных интернет-провайдеров в столице и вторым претендентом на всеукраинское лидерство в данном сегменте стал кабельный оператор "Воля". Внедрение новых тарифных планов в ответ на появление услуги "Ого!" спровоцировало значительный рост абонентской базы оператора. К концу I полугодия 2007 года она превысила 130 тыс. абонентов (в конце 2006 года – 90 тыс.). По словам президента "Воли" Сергея Бойко, доля компании на рынке по разным оценкам составляет около 34% по Украине и 65% – по Киеву. Стоимость пользования интернетом у "Воли" также составляет $5-30 в месяц. Сейчас подключено около 600 тыс. абонентских линий. Впрочем, "Укртелеком" и "Воля" используют разные технологии и, несмотря на одинаковые тарифы, конкурируют на столичном рынке скорее косвенно. "Воля" ориентирована на пользователей, для которых принципиальной является скорость подключения (до 38 Мбит/сек.). "Укртелеком" же предлагает дешевый безлимитный пакет, однако скорость у него ограничена 2 Мбит/сек. В результате основной массив клиентов "Укртелекома" находится в областях, а количество киевских абонентов услуги "Ого!" не превышает 20 тыс.
Услуги на дому
Поскольку для киевских пользователей интернета именно скорость играет решающую роль при выборе провайдера, то шансы на успешную конкуренцию в столице имеют интернет-провайдеры, созданные по принципу домашних локальных сетей (технология Ethernet). Построенные, как правило, на основе проводов с высокой пропускной способностью, они предлагают высокие внутренние скорости передачи данных – до 100 Мбит/сек. Кроме того, одно из преимуществ таких провайдеров – бесплатные файлообменные системы. Минусом этих сетей являются ограничения по территории присутствия – зачастую оператор не выходит за пределы одного района.
Наиболее крупные провайдеры локальных сетей – "Киевские сети" и Lanet Network – обслуживают порядка 3 тыс. абонентов каждая, покрывая при этом около 10 тыс. квартир, однако для быстрого расширения у них недостаточно ресурсов. Более того, пользование зарубежным интернетом у этих сетей значительно ограничено по скорости или по трафику. В появлении сильного игрока такого плана на общем украинском рынке эксперты пока сомневаются. По мнению Татьяны Ильяшенко, строить масштабную FTTP-сеть сейчас невыгодно, поскольку спрос пока не сможет компенсировать издержки на построение или покупку соответствующей сети в больших масштабах. Ситуация изменится при распространении проектов Web 2.0, обеспечивающих высокий уровень интерактивности и наличие широкого интернет-канала, а также распространение услуг Triple Play, предусматривающих передачу видео и голоса.
Эксперты отмечают, что Ethernet лидирует среди других технологий предоставления услуги широкополосной передачи данных. "Эта технология на сегодня доминирует, занимая порядка 45% рынка, однако в дальнейшем она будет тесниться технологией ADSL в силу более развитой инфраструктуры ADSL-провайдеров",– считает старший консультант iKS-Consulting Алексей Данилин. С ним соглашается и глава исследовательской компании Comnews Research Максим Благонравин. По его словам, именно на эту технологию сделала ставку SigmaBleyzer и развивает ее в крупных городах отдельно от своего детища – компании "Воля". Однако в украинском представительстве SigmaBleyzer эту информацию прокомментировать не смогли.
Конкурентная интерактивность
Для увеличения доходности все кабельные операторы в настоящее время начали развивать дополнительные услуги. Наиболее перспективные из них – Triple Play (предусматривает возможность одновременной передачи видео, голоса и данных). Выделяют, в частности, IP-телефонию, VoD (видео по запросу) и HDTV (видео высокой четкости). Развитием Triple Play уже занялась "Воля". В частности, компанией запущена услуга IP-телефонии между своими абонентами. Однако в будущем она может столкнуться с серьезным препятствием. "Дело в том, что сейчас сильно усложнен процесс получения номерного ресурса, который формально является государственным, но на самом деле управляется одной из компаний ("Укртелекомом".–"Ъ-Телеком/IT"), что не совсем корректно",– говорит Сергей Бойко. В следующем году "Воля" намерена запустить в коммерческую эксплуатацию услугу NVoD (адресная трансляция телеконтента со смещением во времени) и начать тестирование услуги телевидения высокой четкости (HDTV). По мнению Татьяны Ильяшенко, эти услуги перспективны, однако очень требовательны с точки зрения маркетинга, поэтому их внедрение – задача не из легких. Ответом со стороны "Укртелекома" стал анонс запуска услуги IPTV, которая, по словам заместителя председателя правления компании Игоря Сиротенко, должна появится в конце этого–начале следующего года. Партнером запуска стала "Украинская независимая ТВ-корпорация".
В настоящее время у экспертов и участников рынка нет единой оценки ситуации, сложившейся на рынке широкополосного интернета на Украине. Так, Алексей Данилин отмечает, что сейчас темпы роста в данном сегменте высокие и к сентябрю 2007 года количество домашних абонентов увеличилось в полтора раза – по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года, однако для достижения зрелости рынку необходимо еще пять-шесть лет. "В Украине лишь зарождаются те тенденции, которые уже прошли в Польше и Венгрии и сейчас характерны для России",– резюмирует господин Данилин.
"Пока широкополосный интернет просто не нужен большинству украинцев",– считает Татьяна Ильяшенко. Впрочем, по ее мнению, со временем отношение к всемирной сети изменится, и из обычного поисковика интернет превратится в "среду обитания", как в странах Западной Европы. При этом госпожа Ильяшенко отмечает, что высокие темпы роста количества пользователей широкополосного кабельного интернета в Европе связаны также со снижением тарифов.

КоммерсантЪ-Украина