Будни трафоманов.

Купля-продажа трафика всегда оставалась самым неоднозначным аспектом интернет-бизнеса. Но до недавнего времени скандалы вокруг накруток сводились к взаимным обвинениям представителей интернет-СМИ и показательных «Актов Выхода» из рейтинга «Бигмира». А в октябре в интернет просочились традиционно используемые в корпоративных конфликтах изощренные юридические технологии, названные отечественными журналистами неприятным словом «рейдерство».

В команде RedTram замена

Владеющая одним из крупнейших «поставщиков» трафика в украинском интернете — системой RedTram — кипрская компания Virton Consultants затеяла судебное разбирательство со своими бывшими сотрудниками. Поводом для недовольства RedTram’овцев стало появление конкурирующего проекта Marketgid.

Хронология событий такова. С осени прошлого года из отечественных подразделений Virton Consultants начали уходить люди, имеющие прямое отношение к разработке и продвижению RedTram’а. С чем это связано, история умалчивает. Но опыт показывает, что такое развитие событий, как правило, становится следствием нежелания собственника удовлетворять растущие амбиции работников. В августе в интернете достаточно бурно стартовал проект Marketgid (доменное имя зарегистрировано на одноименную американскую компанию, факт существования которой представляется спорным), заявленный как каталог магазинов, но в действительности начавший масштабные поставки трафика украинским интернет-СМИ. В октябре сайт Marketgid был на несколько дней заблокирован, а практически сразу после этого стало известно, что Virton Consultants пытается получить контроль над данным проектом. Базовым документом, на основании которого Virton старается добиться своего, стало решение постоянно действующего третейского суда при Всеукраинской организации инвалидов «Союз организаций инвалидов Украины» от 28 августа. А до октября его реализация была заморожена из-за того, что данное постановление не может быть исполнительным документом. Поэтому 10 октября оно было подтверждено решением Хозяйственного суда Харьковской области, на основании которого и проведено изъятие серверов Marketgid’а.

Представители Virton Consultants даже созвали по этому поводу пресс-конференцию, на которой попытались представить свой конфликт с Marketgid’ом борьбой за интеллектуальную собственность. Правда, озвученные в ходе общения с журналистами детали позволяют сделать однозначный вывод: RedTram всерьез опасается за свое будущее. Во время пресс-конференции выяснилось, что третейским судьей, принявшим решение в пользу истца, был юрист, представляющий интересы украинской «дочки» Virton Consultants. Действующему законодательству Украины такая схема ничуть не противоречит, поэтому, как говорят специалисты по корпоративным конфликтам, карманные третейские суды очень часто используются при выяснении отношений между бизнесменами, схлестнувшимися за какой-нибудь актив. Пресс-конференция последовала за переносом программного обеспечения Marketgid’а в дата-центр московского ЗАО «Группа компаний «Стек». Если учесть, что за Marketgid’ом стоит не то известный инвестиционный холдинг «Финам», не то другой представитель большого российского капитала, который наверняка хорошо знаком с судебной системой Российской Федерации, становится очевидно, что серьезных рычагов воздействия на проект у Virton Consultants уже нет. Поэтому компания избрала единственную разумную в такой ситуации тактику — жесткий прессинг своих бывших сотрудников, которых обвиняют в нанесении ущерба экс-работодателю.

Пользовательские миллионы

Активность RedTram’а имеет под собой веские основания. Доходы компании от продажи трафика достигают весьма кругленькой суммы, поэтому появление лишнего конкурента она восприняла без особого энтузиазма. И стремление если не прибрать к рукам, то как минимум усложнить ему жизнь вызывает полное понимание. Объемы закупки трафика отечественными новостными ресурсами участники рынка оценить затрудняются, поскольку львиная доля сделок совершается налом. Некоторые из них допускают, что украинские сайты тратят на покупку пользователей около $1–1,5 млн в год. Доходы же крупнейших продавцов трафика намного выше, поскольку порядка 60% денег они получают из России, а если учесть «поставки на Север», то финансовая емкость рынка может достигать порядка $3–3,5 млн в год.

Первопроходцем рынка продажи новостного трафика был именно RedTram, который собрал под свои знамена несколько сотен новостных и развлекательных сайтов. В общих чертах схема работы системы довольно проста. Партнеры системы размещают блоки, содержащие ссылки на заголовки других партнеров. Пользователь, переходящий по такой ссылке, попадает на сайт RedTram’а, а уже оттуда переходит по нужному ему заголовку. Количество посетителей, получаемых каждым партнером, не должно быть меньше суммы переходов в систему с его сайта. По такой схеме в Украине активно работают RedTram и созданный осенью 2006 г. российским холдингом РБК проект Readme. С недавних пор к ним присоединился агрегатор новостей поисковой системы «Мета», но объемы продаж трафика у него пока очень малы.

Эффективность бизнеса напрямую зависит от качества «транзитной» страницы, через которую проводят пользователя: на ней расположено много ссылок, поэтому человек может перейти по нескольким из них. Участники рынка говорят, что подобные системы могут безболезненно продавать до 15% переходов (среднерыночная цена тысячи посетителей — $20–30). Ярко выраженными лидерами среди продавцов трафика называют RedTram и Укр.Нет, у которого нет партнерской сети, но высокая посещаемость самого портала позволяет оказывать услуги новостным сайтам, жаждущим посетителей. Именно с этим связано мнение о более высоком качестве укрнетовского трафика — RedTram получает большое количество переходов с эротических и развлекательных ресурсов. На долю каждого из этих проектов участники рынка отводят $1–1,5 млн. Оставшиеся несколько сотен тысяч делят Readme и совсем понемногу — «Мета» с Marketgid’ом.

В принципе использование агрегаторов весьма удобно для владельцев ресурсов. Им не приходится особо тратиться даже на создание собственного контента. Для обеспечения высоких позиций в рейтингах достаточно позаимствовать информацию на сайтах печатных либо онлайновых изданий и разместить ссылки на эти статьи в системе агрегации новостей с яркими заголовками. Даже если покупать у агрегаторов весь трафик, это выйдет ненамного дороже содержания полноценной редакции. А поскольку проще всего привлечь пользователя чем-нибудь «желтым», большое количество вполне серьезных сайтов поддерживают и наполняют довольно крупные разделы с «горячими» фотографиями и статьями. Чаще всего эта информация заимствуется друг у друга. Большинство издателей печатных СМИ, которые в последнее время активно развивают свои интернет-проекты, идут по аналогичному пути. Особенно эффективно можно использовать агрегаторы в сети сайтов — настройки позволяют адресовать весь «заработанный» трафик на один из проектов, тогда как остальные используются в качестве доноров.

Руководитель компании Klimenko (занимается продвижением новостных сайтов на условиях аутсорсинга) Евгений Клименко говорит, что интернет-СМИ активно используют агрегаторы для повышения своих позиций в рейтингах. «Их результативность легко проследить по статистике того же Бигмира, новостийный раздел которого отличается открытостью лидеров рейтинга. В любой день, к вечеру, можно лицезреть стандартную картину в поставках трафика: Укр.Нет, RedTram, Marketgid дают половину суточного трафика сайта. А порой этот показатель достигает 80%», — сказал он «ДС».

Вместе с тем некоторые партнеры новостных агрегаторов грешат накрутками внутри систем. Для этого используются привычные методы, которые давным-давно отсекают приличные рейтинги. Например, так называемые принудительные переходы на сайт и др. «Обычно это делается при помощи автоматического открытия нового окна при заходе на какой-то сайт», — говорит директор рекламного агентства UAMaster Евгений Шевченко. В результате партнер повышает количество переходов, которые ему обязан «вернуть» агрегатор, что крайне благотворно влияет на позиции в рейтингах.

При таких схемах работы подменяются понятия: «контент» вместо «якоря» для формирования вокруг сайта целевой аудитории выполняет рекламные функции. В результате посещаемость проектов действительно растет, но это негативно отражается на качестве аудитории. Евгений Клименко видит несколько причин покупки трафика и других действий, направленных на накрутку рейтингов. «Первая — позиция хозяина ресурса. Он первым толкает сайт к покупке трафика, так как заинтересован в повышении его позиций в рейтинге. Вторая — рекламодатель не всегда интересуется качеством аудитории ресурса, а рекламные агентства либо не могут, либо не хотят ему об этом рассказывать. Поэтому ни агентству, ни рекламодателю нет дела до сайта, который не относится к лидерам рейтинга», — полагает он. Но главная причина любви интернетчиков к агрегаторам — банальное нежелание и неумение работать, поскольку комплексное продвижение требует изрядных усилий.

В принципе ситуация постепенно меняется — общий уровень образованности рекламодателя растет. Его так же, как и инвесторов интернет-проектов, все чаще интересует аудитория площадки, а не цифры на счетчике. Именно этим объясняется чрезвычайная активность RedTram’а в борьбе с Marketgid’ом — Virton Consultants понимает, что рынок трафика теряет привлекательность. И в сравнительно недалекой перспективе агрегаторы перестанут радовать своих инвесторов сверхприбылью.

Деловая столица