В Украине изменяют правила ввоза мобильных телефонов в страну. Ожидается серьезный передел рынка

1 января Украинский госцентр радиочастот («Укрчастотнадзор») вводит новые правила ввоза мобильных телефонов. С нового года официально ввезенный в Украину телефон можно будет узнать по специальной марке с голограммой и штрих-кодом, которая будет клеиться на коробку. Таким образом Укрчастотнадзор собирается бороться с нелегальным импортом телефонов. «Если все контролирующие органы сработают, то ввоз («серых» телефонов. –«24») перекроется на 100%», – излучал уверенность в пятницу на презентации марок замначальника «Укрчастотнадзора» Александр Степанов.

Раньше везти телефоны окружными путями продавцов заставляли слишком высокие таможенные пошлины. За провоз одного телефона нужно было отдать EUR15–30 – это чуть ли не половина цены самого телефона. В 2005 г. парламент отменил пошлину за ввоз мобилок, однако, вопреки ожиданиям, легального товара не стало больше. Трубки по-прежнему провозят контрабандой, из-за чего государственный бюджет ежегодно теряет около 1,5 млрд. гривен.

По оценкам «Укрчастотнадзора» сегодня неофициальными являются 93% телефонов, продающихся в Украине. За январь–сентябрь, по данным чиновников-связистов, было выдано разрешений на ввоз в Украину 459,7 тыс. мобильных. В то же время, по оценке холдинга AVentures Group, за этот период было продано около 5,75 млн. сотовых телефонов.

Национальная комиссия регулирования связи совместно с «Укрчастотнадзором» пытались ввести маркирование официальных телефонов еще с мая. Однако документ, определяющий новые правила, был оспорен небольшой днепропетровской компанией. Судебные тяжбы, длившиеся с декабря прошлого года, теперь закончены, и сейчас у НКРС есть все возможности воплотить задуманное в жизнь.

Борьба государства с нелегальным импортом трубок может вызвать их подорожание. «Серым» импортерам теперь будет сложнее уклоняться при ввозе от уплаты 20% налога на добавленную стоимость (НДС). Однако подорожание коснется в основном интернет-магазинов и небольших региональных продавцов. Крупные национальные сети в нелегальном импорте замешаны не были, считает член НКРС Владимир Олейник.

Крупным продавцам только на руку борьба с «серыми» дилерами. Они давно мечтали избавиться от конкурентов в лице продавцов неофициальных трубок. По состоянию на 1 апреля такое право на торговлю мобильной техникой имело около 6,9 тыс. компаний. «Конечно, импортерам будет труднее ввозить «серые» телефоны, и их поставки сократятся», – уверен PR-менеджер сети салонов «Алло» Юрий Столяр. «Нам как ритейлерам это особо ничем не грозит, мы будем только счастливы от этого», – считает PR-менеджер украинской сети салонов «Евросети» Александр Мельничук.

© Виталий Жданов, Татьяна Плешивцева, «24»

Комментарий MForum.ru: Украинский рынок ритейловых продаж мобильных телефонов подошел к очередному этапу своего развития. В 2005 году после отмены таможенных пошлин в размере 15-30 евро/терминал рынок стал организованно оформляться в сети и структурироваться по сегментам: универсальные салоны, премиум-салоны, дискаунтеры. Причем отмена таможенных пошлин дала мощнейший толчок тем игрокам, которые сделали ставку на развитие дискаунтеров с ориентацией на низкую стоимость легально ввезенных телефонов.

Теперь же когда рынок начал стагнировать, когда объемы продаж по разным оценкам сократились от 12 до 15% в денежном и натуральном выражении, а операционные расходы на управление построенными сетями баснословно выросли (в основном за счет роста арендных ставок на недвижимость и увеличения зарплаты персонала) в разы, крупным игрокам для обеспечения жизнеспособности своего бизнеса необходимо вытеснять с рынка экономически или административно мелких дилеров. Только рост объемов продаж, закрытие нерентабельных точек, получение преференций явных или скрытых преференций перед мелкими игроками позволит динамично развиваться крупным сетям по продаже мобильных телефонов.

Практика 2007 года показала, что украинские сети пошли по пути:
а) массового закрытия салонов с небольшим объемом выторга на 1 кв. метр торговой площади,
б) диверсификации бизнеса, когда в рамках сотового ритейла предлагается цифровая техника или сопутствующая техника или услуги,
в) перевод собственных торговых точек под бренд сотового оператора (эксклюзивные торговые точки) в обмен на определенные преференции и компенсации от операторов связи,
г) осваивание альтернативных каналов сбыта (открытие и продвижение интернет-магазинов).

Но видно этого оказалось недостаточно, чтобы быстро откусить долю пирога у неструктурированной розницы. Похоже рынок попытаются встряхнуть при помощи административных методов. Я не особо верю в то что таможенные службы смогут собрать после введения новых правил хотя бы $50 млн. в виде НДС и таможенных сборов при ввозе мобильных телефонов. Просто сейчас существует несколько крупных каналов нелегального импорта, а с Нового года останется 1-2 канала и соответственно можно ожидать реакцию рынка на такой сценарий развития событий.

Реакцией рынка на "жесткое" закрытие нелегальных каналов импорта мобильных телефонов станет резкий рост цен на "серые" мобилки на 20-22% с последующим откатом в сторону понижения на 10% у тех дилеров, кто сможет наладить взаимоотношения с новыми каналами доставки ходовых товарных позиций.

© Пась Олег, MForum

Ранее мы писали, что Телефоны в украинских Интернет-магазинах могут с нового года подорожать на 20-22%. При этом рынок по итогам 9 мес. 2007 года показывает все признаки стагнации: Продажи мобилок на Украине снизились. А вот кто реально может выиграть от закрытия границы на замок, так это отечественный новоявленный производитель мобилок компания "Рейнфорд" (см.Первые украинские мобильники).

24.ua, MForum.ru