Популярная радиостанция разместила рекламу биологически активной добавки, которую продавцы выдавали за чудодейственное средство против артроза. Рекламируемая панацея стоила запредельно дорого. Московская пенсионерка, услышав эту рекламу, попросила у сына 15 тыс. рублей на покупку «лекарства». Сын решил разобраться, почему оно стоит так дорого, позвонил по указанному в рекламе телефону, внятного ответа не получил, провел простейшее расследование, заглянув в реестр лекарственных средств и обзвонив знакомых врачей, и убедился в том, что чудо-средство — всего лишь пищевая добавка. После этого молодой человек написал о происшедшем в своем интернет-дневнике
и призвал всех читателей своего блога сделать так, чтобы мошенники были вынуждены поменять номер телефона и никто из пенсионеров не мог бы до них дозвониться.
Через несколько дней работа компании, торгующей псевдопанацеей, была практически парализована: блогеры откликнулись на призыв, и за несколько дней виртуального Майдана
Однако при внимательном взгляде на действия блогеров, победивших мошенников, эйфория проходит. Массовость акции и невоздержанность многих комментариев свидетельствуют о том, что кроме желания восстановить справедливость в этой истории сработал эффект толпы — когда разгоряченные молодые люди быстро присоединяются к заводилам с криком «Мочи козлов!». Кроме того, волна народного гнева смела лишь одну недобросовестную компанию. И дело, конечно, не только в блогах. Блоги — лишь средство.
В блогосфере каждый занят в первую очередь собой, и каждый
Между тем мы вполне можем самоорганизоваться, для этого нужна лишь сильная мотивация. Она возникает пока только тогда, когда нас задевают за самое больное, когда речь идет о здоровье и достатке самых близких. Но в горячих и иногда некорректных до грубости дискуссиях в блогах и на форумах придумываются способы коммуникации людей самых разных взглядов, мнений и поколений. Гражданского общества, как говорят, у нас пока нет. Но гражданские действия есть точно.