Все мы под блогом ходим

Популярная радиостанция разместила рекламу биологически активной добавки, которую продавцы выдавали за чудодейственное средство против артроза. Рекламируемая панацея стоила запредельно дорого. Московская пенсионерка, услышав эту рекламу, попросила у сына 15 тыс. рублей на покупку «лекарства». Сын решил разобраться, почему оно стоит так дорого, позвонил по указанному в рекламе телефону, внятного ответа не получил, провел простейшее расследование, заглянув в реестр лекарственных средств и обзвонив знакомых врачей, и убедился в том, что чудо-средство — всего лишь пищевая добавка. После этого молодой человек написал о происшедшем в своем интернет-дневнике

и призвал всех читателей своего блога сделать так, чтобы мошенники были вынуждены поменять номер телефона и никто из пенсионеров не мог бы до них дозвониться.

Через несколько дней работа компании, торгующей псевдопанацеей, была практически парализована: блогеры откликнулись на призыв, и за несколько дней виртуального Майдана колл-центр продавцов БАДа принял 14 млн звонков. Теперь депутаты Государственной думы делают запросы в Генеральную прокуратуру. Юристы утверждают, что у дела есть судебная перспектива. Новости с поля боя с мошенниками занимают первые строчки в поисковиках. Традиционные массмедиа в очередной раз с некоторым удивлением и умилением заговорили о силе блога как самого востребованного средства быстрого и неподцензурного обмена информацией.

Однако при внимательном взгляде на действия блогеров, победивших мошенников, эйфория проходит. Массовость акции и невоздержанность многих комментариев свидетельствуют о том, что кроме желания восстановить справедливость в этой истории сработал эффект толпы — когда разгоряченные молодые люди быстро присоединяются к заводилам с криком «Мочи козлов!». Кроме того, волна народного гнева смела лишь одну недобросовестную компанию. И дело, конечно, не только в блогах. Блоги — лишь средство.

В блогосфере каждый занят в первую очередь собой, и каждый интернет-дневник — немного ярмарка тщеславия, немного стенгазета. Но в истории с рекламой-обманкой блогеры продемонстрировали, что такое современная форма самоорганизации урбанизированного общества в цифровую эпоху. Мы часто не способны к сов­местным действиям, даже когда это остро необходимо, и считаем, что лучше за нас это сделает государство. В результате государство действительно все может решить за нас, но мы не получим то, на что рассчитывали.

Между тем мы вполне можем самоорганизоваться, для этого нужна лишь сильная мотивация. Она возникает пока только тогда, когда нас задевают за самое больное, когда речь идет о здоровье и достатке самых близких. Но в горячих и иногда некорректных до грубости дискуссиях в блогах и на форумах придумываются способы коммуникации людей самых разных взглядов, мнений и поколений. Гражданского общества, как говорят, у нас пока нет. Но гражданские действия есть точно.

Русский репортер

-->