Прибыльные кадры: как зарабатывают сервисы онлайн-видео

По данным службы BBC Online, просмотр видео в Интернете заменяет многим людям телевизор. 43% из тех, кто смотрит видео в Сети или на мобильных телефонах не реже, чем раз в неделю, заявили, что вследствие появления новых развлечений меньше смотрят телевизор.

Сложно опровергнуть, что видео в Интернете является одним из самых перспективных коммерческих направлений. Учитывая популярность и огромную аудиторию видеообменных сайтов и IP-телевидения, очевидно, что в этой сфере лежат деньги. Западные маркетологи чувствуют их запах, и за сетевые видеосервисы выкладываются рекордные суммы. Вспомним лишь покупку YouTube за $1,6 млрд корпорацией Google.
Впрочем, до сих не совсем ясно, как монетизировать видео в Интернете, как стабильно зарабатывать приличные деньги. Настолько не ясно, что находятся скептики, утверждающие, что бум на видео-сервисы – это повторение бума доткомов, который привел к печальному обвалу интернет-рынка. Тем не менее, несмотря на пессимизм и некоторую неопределенность, в Интернете успешно реализуются бизнес-модели, связанные с видео.

Реклама – двигатель всего
Огромная аудитория, которую привлекает видео, сразу наводит на мысль, что реклама – один из очевидных вариантов заработка. Здесь возможны разные варианты: от рекламы на сайте, где размещается видео, до интеграции рекламы в сами ролики. Так работают некоторые западные сервисы. Некоторые при этом даже делятся прибылью с авторами контента.
Есть также сервисы, которые предлагают платное размещение роликов на главной странице. Говорят, что этим грешит и пресловутый YouTube. Размещение рекламного ролика или вирусного видео на главной странице этого сервера может обеспечить ошеломляющее количество просмотров.
Кроме того, не стоит забывать о растущей популярности Интернет-телевидения и появление P2P-видеосервисов. Трансляция телепрограмм не через ТВ-тюнер или по кабелю, а через пиринговые сети – одна из перспективных технологий, которая разрабатывается сразу несколькими компаниями на Западе. Самая известная из них – Joost.com. Подобные проекты реализовывают также Babelgum.com, Zattoo.com и другие. Тенденции таковы, что аудитория телеканалов переходит в онлайн и тот, кто раньше освоит пространство коммерческого интернет-видео, получит преимущество первопроходца.
Вирусное видео
Индустрия по созданию вирусного видео в США заработала в 2006 году $100-150 млн, по данным ряда экспертов. И этот показатель будет расти с каждым годом. «На создание вирусной онлайн-кампании расходуется в разы меньше средств, нежели на обычный рекламный проект. Даже самые замысловатые вирусные проекты стоят в разы дешевле рекламы на телевидении. – рассказывает Сергей Биденко, директор агентства креативных коммуникаций и партизанского маркетинга «Партизан Медиа Украина» (Parmedia.ru). – Главная особенность вирусного видео — это юмор. Видеоролик должен быть очень смешным. Если он понравится людям, то успех гарантирован. В этом случае остается только наблюдать за стихийным распространением информации по Сети и регистрировать ошеломительный всплеск посещаемости веб-сайта, адрес которого указан в конце видеоролика. Нашествие людей будет таким, что его можно сравнить с природным бедствием».
Естественно, что не все можно рекламировать с помощью вирусного видео. Во-первых, есть продукты, не ориентированные на широкую аудиторию, во-вторых, есть продукты или услуги, которые не подразумевают юмор в рекламе (медицинская сфера, например) и, наконец, есть бренды, которые так трепетно формируют свой образ, что не рискуют использовать вирусное видео.
Компании, работающие в Украине, также засветились в вирусных роликах. Нашумевшее видео Beeline с танцующей девушкой без нижнего белья и нецензурный ролик компании «Евросеть» просмотрел чуть ли не каждый уанетчик. Впрочем, представители компаний заверяют, что данное видео они не заказывали, и сделали его какие-то умельцы с развлекательной целью.
Разнообразие решений
К другим вариантам бизнес-моделей на видео, можно отнести продажу видеоконтента, что реально работает лишь в сфере порноиндустрии. Впрочем, уже сейчас на этой ниве собирают урожай и пристойные компании, продающие через Интернет лицензионные кинофильмы и передачи.
Также возможна реализация корпоративных веб-решений, когда для крупной компании создают и поддерживают необходимый программный продукт, который позволяет осуществлять защищенную трансляцию видеообращений менеджмента, корпоративного ТВ, тренингов, видеоконференций и т.п. Это актуально для транснациональных корпораций, у которых офисы разбросаны по всему миру.
Также в последнее время почти все крупные сайты создают разделы видео как дополнительный сервис для привлечения и развлечения пользователей. Не всегда имея соответствующие ресурсы и возможности, порталы обращаются к специализированным сервисам типа Brightcove.com и VideoEgg.com. Последние обеспечивают партнеров за определенную сумму необходимой видео-платформой, которая включает в себя и технологию трансляции видео, и механизмы монетизации.
Перспектива
И все же, зачем корпорации вкладывают миллионы в онлайн-видео? Вопрос, поставленный в начале статьи, остается пока открытым. Многие проекты создаются исключительно для последующей продажи.
«Хорошо раскрученный и посещаемый интернет-проект представляет собой ликвидность, как таковую, из которой не всегда сразу выходит монетизация. В него вкладываются деньги только потому, что он является местом скопления большого количества пользователей. В США значительная часть монетизации достигается за счет большого количества рекламы. Американский рынок интернет-рекламы просто огромен, даже по сравнению с европейским. Там на рекламе делаются реальные деньги. С другой стороны, деньги вкладываются во владение определенными технологиями, потому что много таких сайтов сделаны на уникальном программном обеспечении, плюс «железо» и так далее. Приобретая проект, покупают все сразу», – рассказывет Константин Шусторович, генеральный директор компании «Патиссон», которая недавно запустила первый в Украине видеосервис Barbus.tv.
На сегодняшний день очевидно, что многие видеосервисы делаются с целью продажи тому, кто больше верит в монетизацию Интернет-видео. Впрочем, оптимистов с каждым днем становится все больше. Оптимизм инвесторов базируется на двух растущих показателях: количество пользователей Интернет с широкополосным доступом в Сеть и популярность социальных сетей и сервисов.

В Интернете, как правило, большое количество пользователей конвертируется в деньги. А значит, осталось подождать, пока чья-то светлая голова придумает, как в сфере онлайн-видео осуществить это оригинальными и эффективными способами.
Статья из журнала InternetUA

InternetUA