“МегаФон” получит выход на китайский рынок

0
221 views

Соучредителем совместного предприятия, которое будет предоставлять в Китае услуги мобильной связи в стандарте GSM, должна стать компания “МегаФон”.

ОАО “МегаФон” образовалось в мае 2002 г. в результате слияния питерского “Северо-Западного GSM”, московского “Соник Дуо” и ряда региональных GSM-операторов. Выручка “МегаФона” в 2002 г. составила $409 млн, за девять месяцев 2003 г. – $577 млн. По данным ACM-Consulting на конец ноября 2003 г. , абонентами “МегаФона” было 5,8 млн человек.

Как сообщили “Ведомостям” в Министерстве связи, осенью 2003 г. Минсвязи РФ и Министерство информиндустрии Китая подписали меморандум о создании совместного предприятия для работы на китайском сотовом рынке. В документе говорится, что учредителем с российской стороны выступит “МегаФон”, а с китайской – China Mobile или China Unicom. При этом курирующее проект Министерство информиндустрии Китая обязуется по возможности быстро согласовать с другими ведомствами создание этого СП.

Вопрос допуска российского сотового оператора на китайский рынок обсуждался на прошлогодней встрече премьер-министра Михаила Касьянова и председателя Госсовета КНР Чжу Жунцзи. Как говорили тогда в Минсвязи, это государственная переговорная позиция, призванная уравновесить активность китайских производителей телекоммуникационного оборудования на нашем рынке.

Например, в минувшем году оборудование Huawei Technologies активно покупали “Связьинвест”, “Ростелеком”, “МегаФон” и региональные сотовые операторы. А в середине 2003 г. китайские банки открыли для российских операторов сотовой связи кредитную линию на $600 млн под поставки оборудования Huawei.

В Минсвязи никогда не говорили, кто из операторов будет работать в Китае, отвечая, что государственная позиция – получить “входной билет” на рынок, а операторы сами решат, кто им воспользуется.

Правда, явный интерес к работе в Китае демонстрировал только “Северо-Западный GSM”, в прошлом году ставший частью “МегаФона”. Руководство этой компании еще в феврале 2001 г. просило правительство “оказать содействие в получении лицензии на право предоставления услуг мобильной связи на территории КНР”. И вот теперь “МегаФон” официально назван в меморандуме как соучредитель российско-китайского СП.

В департаменте электросвязи Минсвязи “Ведомостям” сообщили, что ни одна другая сотовая компания не выражала заинтересованности в работе в Китае. Такую позицию подтвердили представители двух крупнейших сотовых компаний России – “Мобильных ТелеСистем” (МТС) и “ВымпелКома”.

Правда, чиновник Минсвязи затруднился назвать сроки создания СП, поскольку, по его словам, китайские сотовые операторы не заинтересованы в появлении конкурента и затягивают решение этого вопроса. Этот проект будет обсуждаться в феврале 2004 г. на заседании российско-китайской рабочей группы по сотрудничеству в телекоммуникационной сфере. В “МегаФоне” проект комментируют сдержанно. “Мы рассматриваем сотовые рынки Средней и Центральной Азии как перспективное направление развития, однако говорить о предполагаемых сроках начала работы там пока преждевременно”, – заявил директор “МегаФона” по PR Андрей Климов.

А аналитик AC&M Consulting Антон Погребинский не видит в этом проекте большого экономического смысла. “Это больше похоже на имиджевую акцию для “МегаФона” -непонятно, какого эффекта он сможет достичь на таком специфическом рынке, как Китай”, – говорит он.

В Китае в стандарте GSM работают всего два сотовых оператора – China Mobile и China Unicom: у первой почти 140 млн абонентов, у второй 100 млн. Несмотря на столь значительное количество абонентов, это чуть более 15% населения страны. По данным исследовательской фирмы BDA China Ltd. , ежемесячно в Китае появляется 5 млн новых сотовых абонентов, при этом среднемесячный доход от одного абонента (ARPU) меньше, чем в России, – еще в 2002 г. он опустился ниже уровня $10. Оборот сотового рынка Китая в этом году ожидается на уровне $78 млрд, а к 2008 г. прогнозируется на уровне $173 млрд.

Леонид Коник