Подешевеет ли сотовая связь в России?

0
230 views

За этот год сотовых абонентов в московском регионе стало на 50% больше – хотя сотовая связь почти не дешевела. В 2004 г. операторам станет сложнее привлекать клиентов: абонентам стоит ждать появления новых продвинутых услуг и даже тарифных скидок. А вот продавцам телефонов беспокоиться, похоже, рано: спрос на трубки в следующем году обещает быть не ниже, чем в этом.

Основным полигоном для тарифных экспериментов сотовых операторов становится провинция. Жители регионов, где много лет хозяйничали лишь местные операторы, с приходом компаний “большой тройки” обнаруживают, что мобильная связь может быть вполне демократичной по цене и доступной даже для людей с небольшим достатком. В Москве и области, где сотовой связью охвачено уже более 65% граждан (почти как в Европе), лидеры рынка борются уже не за бизнесменов, а за самого что ни на есть экономного абонента, готового тратить на оплату мобильника от силы $20 в месяц. Времена обвального снижения тарифов здесь позади: цены и так упали дальше некуда. А с отменой летом этого года сроков действия карточек экспресс-оплаты у абонента появилась возможность снизить затраты на связь и вовсе до минимума: положил на счет $10 – и расходуй эти деньги хоть полгода.

Дешевый и еще дешевле

Последнее время операторы подумывают уже не о дальнейшем снижении “среднего счета” на абонента, а, напротив, о том, как его повысить, не отпугнув пользователя. Вводя разнообразные скидки и льготы – например, отменяя плату за все входящие вызовы (как это сделал “МегаФон”) или заметно снижая стоимость звонков внутри сети (недавняя инициатива МТС), – компании приучают своих клиентов пользоваться сотовым телефоном чаще, незаметно вызывая у них привычку к мобильному общению, отказаться от которой потом гораздо сложнее, чем смириться с необходимостью тратить на связь на десяток-другой долларов больше.

Впрочем, некоторый резерв для сокращения этих затрат все же имеется: речь идет прежде всего об абонентах, подключенных к безлимитным тарифным планам. Гражданам, не желающим ограничивать себя в мобильном общении, возможность говорить по телефону столько, сколько требуется, до сих пор обходилась в довольно приличные деньги – порядка $200 ежемесячно. Однако эта сумма начинает снижаться. В середине декабря “ВымпелКом” внес коррективы в безлимитный план “Супер GSM”, снизив размер ежемесячного платежа для владельцев городских номеров со $180 до $165, и впервые начал подключать к этому плану телефоны с федеральными номерами за $139 в месяц. Еще в ноябре аналогичный шаг предприняла МТС: к безлимитному плану “Эксклюзив”, ранее предназначенному лишь для прямых номеров, теперь можно подключиться и с номером федеральным, платя $139 в месяц (для прямых номеров – $249).

По мнению старшего аналитика ACM-Consulting Антона Погребинского, операторы в состоянии значительно снизить размер платежей по “безлимиту”, не рискуя при этом своей прибылью. “В США безлимитные тарифы предусматривают громадные скидки – бесплатная связь в выходные, льготы для межгорода, внутрисетевых звонков и т. д., так что российским операторам есть к чему стремиться, – говорит Погребинский. – Для Москвы удешевление безлимитных планов особенно важно, поскольку здесь много людей, которые уже платят за связь приличную сумму и готовы увеличить ее на несколько десятков долларов, получая взамен неограниченное эфирное время”.

С ноября в Москве заработала новая сотовая сеть – SkyLink, предлагающая абонентам, помимо быстрого доступа в Интернет, еще и значительное количество минут голосовой связи по умеренной цене: для федеральных номеров – $28 в месяц, а для городских – $49 или $105 (за эти деньги абонент может говорить 400, 700 или 1500 минут в месяц соответственно). В “Московской сотовой связи”, столичном операторе SkyLink, говорят, что по сути эти тарифы близки к безлимитным, только гораздо дешевле, чем у GSM-операторов. Хотя главным стимулом для снижения размера платежей должно стать насыщение московского рынка: чтобы как-то стимулировать рост собственных доходов, рано или поздно операторам неизбежно придется сделать безлимитные планы доступными для более широкого круга граждан.

Между тем операторы, заинтересованные в сохранении своих доходов, все активнее развивают разнообразные дополнительные услуги: подключение к Интернету через мобильник с помощью технологии GPRS, сервисы на базе SMS (игры, информационные каналы и т. д.) и MMS (возможность скачивать и обмениваться фото- и видеоизображениями, музыкальными файлами). Многие из этих услуг приобретают нешуточную популярность у пользовательской аудитории, особенно молодежной. В новом году эта тенденция только усилится: абонентам будут предлагаться все новые мобильные развлечения, что вряд ли будет способствовать снижению общих расходов на сотовую связь.

Где находится нофелет?

По оценкам участников рынка, в 2003 г. в России было продано порядка 17 млн мобильных телефонов, а по поводу нового года оптимистические прогнозы зашкаливают за 20 млн. При этом, говорит менеджер компании Motorola Андрей Быченко, уходящий год стал переломным с точки зрения потребительских предпочтений. Если раньше до 50-65% всех продаж телефонов приходилось на самые дешевые модели стоимостью $65-85, то с начала 2003 г. заметно оживился спрос в сегменте $100-120.

Другая заметная тенденция – серьезное увеличение доли телефонов, покупаемых на замену. Так, по оценкам экспертов рынка, в 2002 г. доля первой покупки составляла более 90%, в 2003 г. эта цифра снизилась до 75%, а к 2006 г., по прогнозам, до трех четвертей всех телефонов в России будет приобретаться на замену.

В Москве и Петербурге основные конкурентные баталии идут в секторе hi-end телефонов, а в регионах доминируют более дешевые модели. Связано это и с покупательной способностью населения, и с уровнем проникновения мобильной связи в народ. Обострению конкуренции немало способствует активное продвижение на российский рынок производителей мобильных телефонов из азиатского региона, которые, как известно, отличаются агрессивными методами завоевания рынка. В целом, по словам директора по сбыту абонентских терминалов российского офиса Siemens Сергея Яковлева, мобильники все больше приобретают признаки биржевого товара. Крупные торговые сети в России уже достигли такого размера, что не могут удовлетворить спрос разовыми покупками.

Серый рынок телефонов в 2004 г. продолжит жить – хотя менеджер московского офиса Nokia Виктория Еремина утверждает следующее: “Мы на собственной практике убеждаемся, что потребители все больше внимания уделяют качеству обслуживания, сервису и предпочитают иметь фирменные телефоны с соответствующими гарантиями”. “Окончательно победить так называемый серый импорт не удалось ни в одной стране, но уменьшить его объем удается. Причем наиболее эффективны коммерческие методы борьбы”, – согласен с ней Андрей Быченко из Motorola. По словам Сергея Яковлева из Siemens, даже 15%-ную разницу в цене между “честным” и серым телефоном зачастую удается нивелировать увеличением потребительской привлекательности белой покупки. В ход идут маркетинговые приемы: специальные розыгрыши призов, ограниченный выпуск коллекционных серий и т. п.

В 2004 г. эксперты прогнозируют дальнейший рост популярности аппаратов с цветным дисплеем и полифоническими мелодиями, в том числе и в нижнем ценовом сегменте. Кроме того, большее распространение получат модели со встроенными цифровыми камерами. А для телефонов средней и высокой ценовой категории эти функции, по мнению Андрея Быченко, с середины следующего года станут стандартными.

Впрочем, по крайней мере в первой половине 2004 г., скорее всего, еще не появятся телефоны дешевле $150 с полноцветным (от 65 000 цветов) дисплеем, а за встроенную цифровую камеру нормального качества придется добавить еще не меньше $100. Снижать цену не позволяет не столько “жадность” производителей, сколько реальные издержки на производство таких аппаратов. По словам специалистов, полноцветный дисплей увеличивает себестоимость телефона на $10-20; к тому же, чтобы “общаться” с таким дисплеем, аппарат должен иметь более производительное “железо”, что также ведет к удорожанию. Впрочем, массовость производства в конечном итоге всегда ведет к его удешевлению – это лишь вопрос времени.

Распространение телефонов с цветным дисплеем и камерой, безусловно, повлечет за собой развитие сервиса MMS (мультимедийные сообщения). Дело за малым – наладить межоператорское взаимодействие, как это было сделано с популярной услугой SMS, и “научить” телефоны разных вендоров корректно обмениваться MMS.

В неофициальных беседах участники рынка – как вендоры, так и операторы – описывают текущую ситуацию и перспективы наступающего года в духе пословицы “коси коса, пока роса”. Пока число абонентов растет, у операторов нет сильных стимулов внедрять новые услуги: ARPU, т. е. средний ежемесячный доход с одного абонента, удается удержать на приемлемом уровне и более простыми методами. Аналогичная ситуация складывается и у вендоров: хорошие продажи (а в 2004 г. некоторые производители собираются представить до 20 новых моделей телефонов) не способствуют тому, чтобы уделять достаточно внимания деталям, актуальным зачастую лишь в узких сегментах рынка. Впрочем, официально производители уже сейчас признают, что “конкуренция на рынке слишком велика, чтобы не уделять внимания мелочам”.

Игорь Цуканов, Александр Роткин