Рынок телекома: кто и о чем говорил в 2017 году

«Двоевластие спикеров», «имиджевая молчанка», «тарифный бум», кризисные коммуникации – эти и некоторые другие тенденции на рынке операторов мобильной и фиксированной связи в отчете по исследования рынка телекоммуникаций аналитической компании «NOKs Fishes».

Исходя из данных исследования, можно определить главных спикеров рынка. Первое место с почти 10%-отрывом занимает президент «Киевстар» Пётр Чернышов – 29,2%. Очень тяжело выделить даже один вектор в медиасреде, по которому президент «Киевстар» чаще всего выступал – темы его активности колеблются от 4G-оборудования до обвинений других операторов в мошенничестве.

Top спикеры телеком

Второе место занимает директор по корпоративным коммуникациям «Укртелеком» Михаил Шуранов – 19,5%. Он занял достаточно последовательное позиционирование, так как его коммуникация была направлена в основном на комментирование повышения тарифов и конфликтных ситуаций. Кстати, последнее кардинально отличает М.Шуранова от других спикеров рынка, которые в абсолютном большинстве случаев не проводили кризисных коммуникаций со СМИ. В свою очередь, именно это формирует тренд игры в «молчанку», когда спикеры, побаиваясь имиджевых и репутационных рисков, просто не комментируют резонансные новости, что связаны с проблемами связи, судовыми делами, мошенничеством и т.п.

Остальные спикеры операторов имеют небольшой разрыв между собой (до 5%), что позволяет говорить о наличии некоторого «дуализма» в медиапространстве рынка телекоммуникаций – «вездесущего» Петра Чернышова и «антикризисного» Михаила Шуранова.

Что касается остальных операторов, то в первую тройку также попал главный исполнительный директор компании «Астелит» Исмет Языджи (5,7%). Особенностью его медиактивности стала достаточно «агрессивная» кампания о возможной покупке других операторов рынка (в частности интернет-провайдера «Воля» и «Укртелекома»), что сформировала почти треть присутствие Исмета.

Top спикеры телеком

В топ-6 спикеров также представлены сотрудники другого оператора Vodafone (Украина) – это Виктория Рубан, начальник отдела по связям с общественностью (5%), Ольга Устинова, генеральный директор (4,8%) и Виктория Павловская, пресс-секретарь (4%). Наличие трех спикеров в топе свидетельствует о четком разделении контента по разным направлениям, где месседжи многолетнего главы пиар-отдела Виктории Рубан начинают перебирать Ольга Устинова (инновации и PR-акции) и Виктория Павловская (госрегулирование). Сама же Виктория Рубан берет на себя комментирование, в основном, мобильной связи на территории так называемых «ЛНР» и «ДНР», то есть, частично кризисных коммуникаций. Также следует заметить, что уникальность Vodafone именно в представленности несколькими спикерами, в отличие от единоличных лидеров по медиаактивности у остальных операторов связи.

В разрезе тем 2017 год запомнился больше всего явным сдвигом в структуре коммуникаций операторов – на место «заготовленных» пресс-релизов и инфоповодов пришли конфликтные ситуации, штрафы, судовые разбирательства и прочие события, которые раньше не формировали пики активности операторов. Последнее также «шокировало» операторов рынка,  которые не сговариваясь, начали просто «умалчивать» про неудобные темы и пытались навязать позитивный контент об инновациях, инвестициях и подготовке к 4G.

Top-публикации телеком

В частности, топ-темой осеннего резонанса стало сообщение о прослушке сотрудниками ГПУ всех абонентов «Киевстар» (3,2% всех новостей за год), а третью позицию заняла новость о штрафе «Астелит» за предоставлении недостоверной информацию об условиях тарификации звонков. Летом в топ-3 тем попали разбирательства между «Астелит» и «Киевстар» (1,2%), а весной медиапространство заполнили сообщения об отключении российских соцсетей (Vodafone и «Укртелеком» — общая сумма 7,6%) и аресте акций «Укртелеком» (2,2%).

Пожалуй, самым главным трендом прошедшего года стали новости о повышении тарифов. «Тарифная лихорадка» была настолько велика, что ни один из упоминаемых операторов не пропустил возможности создать из такого сообщения сверхрезонасный инфоповод. Если посмотреть на топ-темы операторов посезонно, то в каждом таком квартале, кроме весны, топовыми стали именно новости о поднятии тарифов.

Зимой традиционно и синхронно операторы заявили об планах ежегодового поднятия — все топ-3 темы были про тарифы — 25.01 Vodafone повышает тарифы (2,7%); 01.12 «Укртелеком» повышение тарифов на стационарную связь (1,5%); 12.01 «Киевстар» повышение тарифов с 1 января (1,3%). Летом новость о поднятии тарифов для контрактных абонентов «Киевстар» стала второй по резонансу (1,8%), а осень подарила целую «плеяду» заявлений всех операторов о поднятии цен на тарифы (например, «Киевстар» о подробностях новой линейке «безлимитных» тарифов – 1,8%; или заявления «Vodafone» о смене условий в тарифах Vodafone RED S, RED M и RED L – 1,2%).

Кроме тарифов и конфликтных ситуаций, традиционными темами, которые поднимали и генерировали операторы, остались подготовка и расширение сети для 3G и 4G, а также госрегулирование. И если сообщения о 3G или 4G связи появлялись почти каждый сезон, кроме зимы (25.04 Vodafone — 89% сетей оператора готовы к внедрению 4G (1,8%); 19.07 «Vodafone» — подготовка к запуску 3G в Житомире (0,6%); 04.09. «Киевстар» — когда появится 4G, 5G (0,5%)), то лейтмотивом новостей о госрегулировании на рынке телекоммуникаций стали, в первую очередь, новости об электронной регистрации абонентов (топ-темой лета было заявление «Vodafone» о готовносте поддержать такую инициативу – 2,7%).

Как итог, можно выразить надежду: как на смену структуры внешних коммуникаций операторов рынка телекома, так и на смену интереса к «кризисным» новостям со стороны аудитории, а главное – на отсутствие факторов и стимулов в обществе для такого резонанса.

© Иван Баталюк, руководитель отдела Мониторинга Социальных Медиа «NOKs Fishes»

Читайте, насколько реален искусственный интеллект в смартфонах.

А ещё с 1 июля начался полномасштабный запуск 4G-сетей по всей Украине в диапазоне 1800 МГц!

-->