Фиды уходят с десктопа

0
298 views
Пару лет назад я писал обзорные статьи, посвященные RSS, ATOM и синдикации в целом. Несмотря на свой возраст (RSS был разработан еще в 1997-ом), технологии были всё еще не слишком привычны и распространены. Помнится, тогда я был практически уверен, что резкий скачок числа пользователей фидов обеспечит выход Internet Explorer 7, Office 2007 и, конечно же, Windows Vista. Казалось бы, что может быть естественнее – появление RSS-аггрегаторов практически на каждом компьютере, аггрегаторов, которые не надо скачивать и которые функционируют в рамках привычной унифицированной рабочей среды.

За это время предсказания сбылись лишь частично – синдикация действительно стала привычным явлением, постоянно используемым большинством активных интернет-пользователей. Другой вопрос, что основную роль в развитии данного процесса сыграли отнюдь не десктопные приложения. Можно не упоминать лишний раз про слишком удачные продажи Windows Vista (как ни смешно, Микрософт сообщает о росте продаж Windows XP) или про то, что многие пользователи, несмотря на все уверения Microsoft, так и не смогли до конца приспособиться к новому интерфейсу MS Office – всё это лишь частные проявления. Реально в данный момент картина в том, что в качестве RSS-аггрегаторов не используют не только десктопные продукты Микрософт. Если верить статистике Feedburner и результатам опросов, параллельно с ростом числа пользователей RSS-аггрегаторов снижается доля десктоп-клиентов. Сейчас она колеблется на уровне 10-15% и продолжает неуклонно снижаться. За последние 6 месяцев снижение составило примерно 5-6%. Эти данные очень интересно сравнить со статистикой всё того же 2005-ого года. Тогда порядка 50% пользователей читали RSS-каналы, используя сервис My Yahoo, а доля десктоп-аггрегаторов была вдвое большей, чем сейчас.

В данный момент бесспорным лидером является Google Reader (по подопечным сайтам я вижу его долю равной в среднем 53%). Активное развитей Google Reader с момента выпуска его второй версии, привлекло к нему множество пользователей. При этом стоит отметить, что Google сейчас делает значительную ставку именно на RSS – лишним тому подтверждением может считаться покупка FeedBurner. За последние годы, несмотря на активный рост, онлайновые приложения не сумели завоевать достойную долю рынка офисных приложений. Те же Google Docs или ThinkFree всё еще воспринимаются скорее как экзотика. В то же время, фиды, как явление новое и, что не менее важно, принципиально новое для значительного числа пользователей, стали популярны во многом именно благодаря онлайновым приложениям, будь то специализированные аггрегаторы или домашние страницы.

Параллельно в качестве аггрегаторов стали работать и, казалось бы, программы, совершенно не связанные с синдикацией. В качестве яркого примера приведу подкасты и, соответственно, iTunes и другие приложения для работы с ними.

Отдельный вопрос, как же будет развиваться синдикация и аггрегаторы дальше. С распределением ролей в «большом интернете» всё уже более или менее ясно. Но следует помнить, что сейчас в соревнования может включиться новый игрок. Простите уж за упоминание, но iPhone дал очень сильный толчок рынку смартфонов и коммуникаторов. Мобильные RSS-аггрегаторы и так очень активно развивались, бурное увеличение числа мобильных устройств лишь добавит энергии этому росту. Вопрос в том, кто же выйдет в лидеры в данном сегменте (конкуренция на рынке мобильных аггрегаторов едва ли не больше, чем на рынке обычных аггрегаторов), и сколько же пользователей будет в итоге.
Памятуя свой опыт, предсказывать не возьмусь, но, честно говоря, наблюдать буду с огромным интересом. Вот только бы конкуренция сохранилась…

Telnews