Продавая снимки

0
580 views

Фотосервисы сейчас плодятся едва ли не быстрее кроликов. Многие — действительно интересны и служат примером для подражания. И вот уже каждый новый сервис сравнивают с Flickr и Picasa. Все фотосервисы, о которых говорили на этой неделе, объединяет то, что прибыль они приносят лишь своим разработчикам и владельцам, пользователь же получает место для хранения своих фотографий, и многочисленные инструменты по их сортировке, обсуждению и оценке, плюс к этому списку может добавляться печать фотографий и изготовления различных сувениров с ними.

Давайте для разнообразия посмотрим на сервисы, которые позволяют заработать и пользователю. В конце концов, какой новичок, покупая навороченную "зеркалку", не мечтает продать сделанный ею снимок в National Geographic? Впрочем, сейчас речь пойдет о более простых и приземленных вещах. В западном интернете достаточно много сервисов, где рядовой пользователь может продавать свои фотографии.

Думаю, что вы неоднократно сталкивались с «заезженными» фотографиями, кочующими из одной рекламы в другую, и из сайта в журнал. Сайты, подобные Getty Images и Corbis были созданы именно для того, чтобы изменить сложившуюся ситуацию и предоставить дизайнерам широкий выбор снимков. Огромное число профессиональных фотографий, цены на снимок от нескольких десятков до тысяч долларов, солидный оборот… что еще надо, чтобы встретить старость?..

Ситуация изменилась, когда качественная цифровая фототехника упала в цене и перестала быть чем-то исключительным. Естественно, что средний уровень любительских фотографий гораздо ниже, но, за счет их огромного количества, число действительно хороших фотографий всё равно очень велико. В результате, использовать такие «любительские» фотографии не брезгуют и такие компании, как IBM. И, как сказал Билл Гейтс (между прочим, владелец уже упомянутого сервиса Corbis), «почему кто-то должен платить 200 долларов за фотографию, которую он может купить за доллар?».

Новые сервисы, удачно использовавшие сложившуюся ситуацию, получили название microstocks. Исходная модель таких сервисов проста – это фотобанки, наполняемые пользователями. Схема прозрачна и понятна: дизайнеры, рекламисты и журналисты получают огромный набор дешевых легальных уникальных изображений, пользователи — возможность заработать, владельцы сервиса — долю от каждой продажи, совершаемой в рамках сервиса.
На западе данная модель активно развивается. Количество подобных сервисов измеряется десятками. Среди наиболее влиятельных отмечу Shutterstock, Fotolia, Dreamstime и iStockPhoto.

Давайте посмотрим на динамику роста этих сервисов. Итак, несколько цифр. ShutterStock на данный момент имеет более пятнадцати тысяч активных пользователей, постоянно пополняющих сервис своими фотографиями. В результате, коллекция увеличивается на 15000 изображений в неделю. Конкурент ShutterStock, компания Fotolia, за прошлый год продал больше 4 миллионов фотографий. Подобный рост небольших фотобанков не замедлил сказаться на положении гигантов – скажем, акции Getty Images за прошлый год подешевели с 80 до 50 долларов, что, как ни странно, не помешало компании увеличить свою прибыль.

Бизнес-модели на микростоках различны. Тот же ShutterStock за 139 долларов продает помесячную подписку, по которой посетитель может скачать множество фотографий. Автор же за каждое скачивание получает 20 центов. iStockPhoto продает фотографии поштучно, цена может колебаться от одного до пятнадцати долларов. Цены на Fotolia, и Dreamstime так же начинаются с 1 доллара за фотографию. Автор получает порядка 50% от суммы сделки (конкретные условия меняются даже в рамках одного фотосервиса).

Казалось бы, цифры небольшие, но, за счет большого числа фотографий и скачиваний, итоговые суммы могут оказаться существенными даже для профессионального фотограф. Говорить о том, что дерзкие новички убьют профессиональную фотографию, не приходится, да и Getty Images и Corbis вряд ли лишатся куска хлеба. За ними в любом случае качество и эксклюзивность, плюс огромная коллекция фотографий, которые любители не смогут сделать просто потому, что не попадут на соответствующие мероприятия. Плюс, в архиве Corbis множество исторических фотографий, от крушения Гинденбурга до фото Эйнштейна. Тем не менее, солидную часть рынка микростоки захватят.

На данный момент подобные сервисы в России уже существуют (посмотрите, например, Findfoto.ru), но их активное развитие и процветание пока кажется достаточно сомнительным – всё же отношение к авторскому праву у нас в стране сугубо наплевательское, да и шансы на то, что сворованную фотографию обнаружит, скажем, автор из Франции, пренебрежимо малы. Однако я уверен, что в ближайшее время мы увидим массовое появление в Рунете подобных фотобанков, копирующих уже отработанные на западе бизнес-модели, и дающих заработать и рядовым фотографам.

Читайте также: Yahoo Photos дарит пользователей конкурентам

telnews