«Алло», Nokia! Конец связи?

Одна из украинских торговых сетей отказалась продавать новые смартфоны и телефоны Nokia, сославшись на то, что при высокой цене они ничего особенного собой не представляют. С одной стороны, возможно доля истины в этом есть, но с другой — посмотрим вообще на принципы ценообразования на рынке смартфонов.

Конец и возрождение Nokia

Некогда крупнейший в мире производитель телефонов Nokia за последние пять лет совершенно растеряла свои позиции и в 2016-м практически приостановила производство мобильных устройств.

А ведь с начала 2000-х по 2011-й компания занимала самую большую долю на рынке мобильных телефонов. Но началось наступление Apple со своим iPhone и операционной системой iOS, последовал запуск операционной системы (ОС) Android от Google, которую начали использовать другие гиганты индустрии. И все это на фоне неудач Nokia с внедрением собственных смартфонов на Symbian и MeeGo. В результате было принято решение о сотрудничестве с Microsoft и активным выведением на рынок смартфонов на Windows.

Вначале смартфоны на Windows выпускались и другими компаниями — HTC и Samsung. В этот период казалось, что все складывается отлично. На мировом рынке смартфонов доля Windows выросла до 4%, а в некоторых странах и вовсе дошла до 10%. Постепенно расширялся и магазин приложений, где появлялись новые игры и прочие программы. Но главной фишкой, естественно, была более простая синхронизация с офисными приложениями, теми же Word, PowerPoint, Excel, ведь Microsoft является практически монополистом на рынке ОС и офисного программного обеспечения для персональных компьютеров.

Однако на фоне нарастающего сотрудничества Microsoft с Nokia конкуренты перестали выпускать Windows-фоны, переключившись на более популярный Android, а сторонние разработчики не спешили выпускать версии программ для мобильного Windows.

В 2014-м в Microsoft было принято решение полностью выкупить мобильное подразделение Nokia, на что были потрачены 7,1 млрд долл. И если до этого смартфоны выпускались под брендом Nokia, то затем, чтобы спасти ситуацию, они назывались уже Microsoft Lumia, что означало похороны столь популярного в прошлом бренда. Но потребитель так и не принял Windows-смартфоны, и их доля начала стремительно сокращаться, дойдя в конце 2015-го практически до нуля.

Конечно, для маленькой Финляндии бренд Nokia всегда был национальной гордостью, поэтому он не мог просто так исчезнуть. В мае 2016 г. Microsoft продал бренд Nokia финской компании HMD Global и тайваньскому производителю Foxconn всего за… 350 млн долл., точнее, за эту сумму была приобретена лицензия на выпуск устройств сроком на 10 лет. В результате, по подсчетам экспертов, эксперимент с Nokia вылился Microsoft в общие убытки в размере 8 млрд долл. Производство же собственных смартфонов было полностью свернуто, а почти 2 тыс. сотрудников уволены.

Кстати, перемещение или продажа популярных брендов уже давно стала реальностью на рынке мобильных устройств. Напомним, что в 2011-м Google купила мобильное подразделение Motorola за 12,5 млрд долл., а в 2014-м продала его уже китайской Lenovo за 2,9 млрд долл. (убытки составили почти 10 млрд долл.). И сегодня Lenovo отказалась от производства достаточно популярных смартфонов под собственным брендом, а перешла полностью на Motorola, что считается более привлекательным для американского рынка. Еще ранее, в 2005-м, китайская TCL выкупила все акции у Alcatel и с тех пор выпускает смартфоны под этим брендом. А в 2007-м голландский производитель электроники Philips продал свое мобильное подразделение китайской China Electronics Company (СЕС). Поэтому Alcatel и Philips давно стали совершенно китайскими смартфонами.

Nokia 3310

«Алло» vs HMD Global

Новые собственники бренда Nokia не стали затягивать с выведением на рынок новых устройств. И уже в феврале т.г. в Барселоне на Всемирном мобильном конгрессе (MWC-2017) были представлены смартфоны Nokia 3, Nokia 5 и Nokia 6, естественно, на Android, а также обновленная версия некогда популярного телефона Nokia 3310. Вот только заявленные цены оказались несколько кусающимися, ведь обычный кнопочный телефон с маленьким (пусть даже цветным, но не сенсорным) экраном предлагается продавать за 49 евро.

И вот совсем недавно одна из крупнейших украинских сетей по продаже мобильных устройств «Алло» отказалась продавать новые телефоны Nokia. Генеральный директор группы «Алло» Максим Раскин заявил, что у них завышенные цены и сомнительная функциональность.

«Мы проанализировали телефоны, которые HMD Global собирается предложить украинским клиентам под торговой маркой Nokia, и решили, что не готовы участвовать в этом фарсе. «Алло» не будет предлагать клиентам продукты, потенциал которых вызывает у нас огромные сомнения», — сказал М.Раскин.

При этом в «Алло» решили устроить полную распродажу всех продуктов Nokia, которые были произведены Microsoft. Целью этой акции в компании называют желание максимально быстро вывести Nokia из ассортимента «Алло», чтобы не вводить в заблуждение клиентов, которым сложно отличить товар Microsoft от товара HMD Global.

В ответ в HMD Global выразили крайнюю озабоченность подобным демаршем.

«Мы удивлены реакции одного из украинских ритейлеров на результаты деловых переговоров, — заявил в ответ вице-президент HMD Global по Восточной Европе Альберто Матроне. — В HMD Global мы видим потенциал и в самом рынке, и в партнерах, с которыми работаем. Розничные сети и операторы в Украине и по всему миру приняли нас с воодушевлением, поддержкой и энтузиазмом. Сейчас мы вместе с сотнями партнеров готовимся к глобальному старту продаж».

В HMD Global считают качество новых смартфонов Nokia «высоким». В компании отмечают удачный старт продаж Nokia 6 в Китае и Тайване, где смартфон поступил в продажу с первого квартала. В Украине новые устройства под брендом Nokia поступят в продажу во втором квартале т.г.

Однако стоит заметить, что со времени представления телефонов прошло полтора месяца, и торговая сеть заявила о нежелании их продавать только после переговоров, поэтому, похоже, что руководители «Алло» не смогли договориться с HMD Global об условиях поставок.

Цены. Высокие и низкие

Производители гаджетов, в частности смартфонов и планшетов, пытаются любым образом привлечь клиента, благодаря мощной рекламе и яркой оболочке своих устройств, под которую подтягиваются и внутренние характеристики. При этом за свои «эксклюзивные» модели, которые на самом деле таковыми не являются, поскольку выпускаются на массовый рынок, компании накручивают цены в несколько раз.

Вместе с тем смартфоны давно уже стали имиджевым товаром, как, например, автомобили, и при общении как-то неудобно «светить» скромным телефончиком с фонариком, а вот играть с айфоном — это то, что надо.

В случае же с HMD Global видим, что компания выпускает именно такой «телефон с фонариком и слабой камерой» по цене полноценного бюджетного смартфона, апеллируя к ностальгическим ноткам со стороны потребителя. С другой стороны, многие уже устали от навороченных сенсорных смартфонов и хотят иметь что-то попроще, как говорится, для звонков.

Эксперты время от времени подсчитывают, сколько реально стоят наиболее популярные флагманские модели, которые продаются дороже 600 долл., а в Украине их можно купить, несмотря на состояние экономики и курс, дороже еще процентов на 20—30.

Так, по подсчетам компании IHS Markit, себестоимость нового смартфона iPhone 7 с 32 ГБ памяти составляет 220 долл. Эта цифра включает в себя стоимость комплектующих и сборки. Свои соображения по себестоимости аналитики озвучили после полной разборки iPhone 7 на отдельные комплектующие. Самым дорогим в смартфоне оказался не новый фирменный процессор A10 Fusion (27 долл.), а дисплей — 43 долл. В США же Apple продает iPhone 7 без подключения к мобильному оператору за 649 долл., а в Украине он стоит 22 тыс. грн, т.е. 815 долл.

Так, пользуясь особенностями психологии покупателя, большие бренды зарабатывают в том числе и на новые разработки. В то же время малоизвестные китайские компании могут продавать свои смартфоны, сделанные на подобных комплектующих, например, вдвое дешевле, экономя на рекламе и заработных платах. Крупные китайские интернет-магазины постоянно устраивают различные акции, сбрасывая цену на смартфоны в 1,5—2 раза. Цены даже на 8-ядерные смартфоны в Aliexpress и GearBest стартуют от 100 долл., что намного ближе к себестоимости производства устройств. В Украине же китайские смартфоны подобного уровня стартуют с отметки 3 тыс. грн.

Если же брать кнопочные телефоны, то их можно купить и за 300 грн. Но это же не Nokia (воспринимайте скорее как гротеск).

© Герман Богапов, Зеркало недели