Миллионы украинцев в начале зимы получили неприятный сюрприз от ЖКХ: платежки многих могут превышать зарплату. «Радостная» новость от государства, что оплачивать счета можно в рассрочку, населением была воспринята как сарказм. Эксперты же отмечают, что без повышения тарифов никак: в Украине коммунальные услуги стоят дешевле остальных стран Европы, тогда как в домах значительно теплее. У нас средняя температура по квартирам на 3-5 градусов выше, нежели в Западной Европе.
Многих такое положение дел впервые подтолкнуло к пониманию того, что экономить можно за счет правильного расхода ресурсов, о чем так много и часто говорят на Западе. Редакция HiTech.Expert поговорила с ведущим экспертом компании Luxoft Дмитрием Вильчинским, который не просто разбирается в теме, но и испробовал современные технологии на собственном опыте.
Дмитрий, судя по многим мировым примерам, экономия на энергоресурсах – сегодняшняя реальность. Вопрос в другом: в чем интерес энергокомпаний, ведь чем больше мы используем, тем больше они зарабатывают. Особенно это касается Украины, где рынок, например, энергетики поделен между несколькими компаниями, и они неплохо на этом зарабатывают.
Да, это правда, всем выгоднее продавать больше. И в сегодняшнем мире потребление энергетики постоянно растет. Но есть и другая сторона медали, о которой многие, не связанные с индустрией люди, не задумываются. Все дело в том, что для поставки той же энергии требуются дорогостоящая инфраструктура, стоящая миллиарды долларов.
Исходя из этого, мы видим следующую картину: компании выгоднее за счет уже существующих мощностей подключить больше клиентов. Как это сделать? Единственный вариант – снизить потребление каждого отдельного человека. Благо сегодня для этого есть масса умных технологий, позволяющих снижать потери при передаче, более разумно расходовать энергию дома.
Другими словами, они могут получить больше, снизив расход каждого отдельного человека?
Грубо говоря, да. Возьмем, к примеру, мой личный жизненный опыт в Штатах. Там многие энергетические компании попросту не могут расширять производство (запреты, дороговизна модернизации). Чтобы подключить больше людей и зарабатывать больше, они учат экономить каждое отдельное хозяйство. Все начинается с того, что уже в магазине за товары, которые более разумно используют энергию или потребляют ее меньше, сервисная компания возвращает мне часть стоимость: часто это до 30% от ценника.
А какой следующий этап? На одних энергоэффективных лампочках далеко не уедешь.
Магазины – лишь начало. При желании я могу вызвать представителей сервисной службы для изучения ситуации в моем доме. Они бесплатно просматривают помещение, после чего присылают подробный отчет. В нем четко описано, где и за счет чего я могу меньше тратить на энергию. И тут вскрывается самое интересное: даже правильные лампочки помогают неплохо экономить. В отчете, который мне подготовила сервисная компания, значилось, что только замена шланга в душе на более экономный вариант позволит расходовать на 15% меньше воды. Установка термостата – еще 20% в расходах энергии. Так по каждому пункту.
Неплохо. Но все эти замены и установки разумных датчиков/счетчиков – удовольствие не из дешевых. При средней зарплате в пару тысяч, сильно много дорогих лампочек в доме не поставишь. С другой стороны, те, у кого деньги есть, часто о подобном даже не задумываются. И это проблема.
Для каждой из ситуаций мы имеем одну проблему: четкой стратегии развития в сторону привлечения современных технологий нет именно у поставщика энергии. Как я уже сказал, в США скидку на все, что позволяет экономить, предоставляет сервисная компания, а не государство. Анализ объекта – все та же компания. У них есть четкое понимание, как существовать не только сейчас, но и через 10 лет. Поэтому они готовы брать на себя и траты, и работу по осведомлению населения.
Есть, конечно, и проблема с образованием. Я живу в Сиэтле, где у 75% людей есть высшее образование. Каждый пытается максимально правильно подходить к своим расходам и если видит, где можно более разумно подойти к тратам на коммунальные услуги, – делает это. В Украине над этим задумываются пока единицы, в основном те, кто увлекается новыми технологиями.
Возникает вопрос: если более разумное потребление энергии помогает компаниям экономить средства на модернизацию, почему же украинские предприятия этого не делают. Насколько известно, с деньгами у них сейчас не лучшая ситуация.
Опять же – совсем другое восприятие реальности. По моим ощущениям, энергетическая инфраструктура страны находится в настолько ужасном состоянии, что единственная забота – выжить. Модернизация в любом случае нужна, она будет стоить миллиарды долларов, от нее не уйти. И сейчас все силы брошены на то, чтобы найти эти деньги на улучшение работоспособности уже существующих мощностей. До модернизации дела никому нет.
Возможно, нужно пойти по обратному пути. Государство обязует людей установить современные счетчики, обосновывая это экономической необходимостью. Подобное раньше уже было со счетчиками на газ, воду, свет. Если это и вправду поможет экономить (пусть те же 20%), убедить людей будет проще.
Я слабо верю в то, что государство пойдет на такой шаг. Это приоритет именно сервисных компаний. Начинать не нужно с чего-то фантастического: просто установите нормальные современные счетчики, которые не требуют постоянного контроля. Те счетчики, о которых вы говорите, за ними ведь нужно постоянно следить. Во многих городах по домам ходят бабушки и записывают показания. И это в XXI веке, когда есть современные приборы, самостоятельно передающие все данные на центральный компьютер.
А ведь это не только удобство. Когда счетчик живет отдельно от человека, его нельзя обмануть. Все данные по каждому дню/неделе/месяцу есть: если кто-то пытается воровать энергию или воду, система сразу отмечает изменения и отправляет сигнал о необходимости проверки. Мы нечто подобное делали в Luxoft, когда создавали систему по учету поставленного и использованного объема электричества: через дельту могли узнать, кто ворует. А еще такие системы позволяют отключить заядлого неплательщика.
Пока я вижу решение в том, что сервисные компании могли бы брать себе в партнеры банковские учреждения и стимулировать у населения процесс по установке современных систем для экономии энергии. Своих денег у компаний нет, люди также не готовы тратить тысячи гривен на обновление. Партнерство с банками – неплохой вариант. Государство же, в свою очередь, может помочь социальной рекламой и повышением образованности населения по данному вопросу.
Вернемся к сервисным компаниям. Однажды я писал репортаж о Виннице и мне рассказали о привлеченных иностранных инвестициях: деньги пошли на обновление пары котельных. За счет этого количество сотрудников, которые поддерживают работоспособность системы, уменьшилось с 12 до 2 человек. Возможно, стоит смотреть в этом направлении?
Инвестиции из-за рубежа – неплохой вариант. Но есть одна проблема: инвестор должен четко знать, что инвестиции можно будет вернуть. Сейчас же наш рынок коммунальных услуг настолько непрозрачен, что работать на нем мало кто хочет: коррупция, взятки. Привлекать под такие реалии деньги очень трудно. Хорошо, что такой пример есть, но его масштабирование на уровень всего государства – та еще задача.
Отсюда следует вернуться к тому, с чего фактически начали. Необходимо повышать уровень образованности. Я не зря сказал, что живу в Сиэтле: это одна из технологических столиц США, здесь масса умных людей, которые не только знают о возможностях современного мира, но и активно их используют. То же должны делать и украинцы. Я понимаю на собственном опыте, что использование более экономных систем помогают серьезно снизить мои платежи по коммунальным услугам. И украинцам, вместо громких высказываний в социальных сетях, также стоит об этом задуматься.