Иван Шестаков, MEGOGO: “Наше государство не борется с пиратством”

1
1 583 views
Processed with VSCO

Processed with VSCOДля успешной борьбы с пиратством нужно в первую очередь хотя бы начать бороться с коррупцией, – считает Иван Шестаков, директор по маркетингу MEGOGO. О том, как побороть пиратство в нашей стране и «заставить» потребителя покупать контент, о роли государства в отрасли – из первых уст.

Как мне кажется, если какой-либо фильм появляется на Megogo на платной основе и уже совсем скоро «всплывает» на сайтах, где платить не нужно, то преимущество будет отдано последнему. Как вы боретесь с таким проявлением пиратства?

Чаще всего – зачищаем. Есть два способа «зачистки» Интернета от пиратских копий – собственными силами или через подрядчиков. Сотрудники нашего антипиратского отдела следят за всеми крупными пиратскими ресурсами и постоянно мониторят поисковую выдачу поисковых систем на предмет наших новинок. Что-то вручную, что-то – с помощью специально разработанного для этого софта. В день, когда фильм появляется на пиратских ресурсах, мы удаляем десятки тысяч пиратских копий в сутки, но и все равно это далеко не 100% всех источников. Не проблема найти копию, проблема ее удалить. Для этого мы пишем официальное письмо владельцам сайта. Какая-то часть сайтов удаляют по нашей просьбе. У каких-то сайтов у нас есть специальные интерфейсы правообладателей и контент блокируется уже автоматически после получения нашей заявки. Но все же существуют пиратские ресурсы, которые никак не реагируют на претензии правообладателей. Такие попадают в отдельную категорию, и с ними стараемся работать уже сообща – вместе с другими правообладателями и антипиратскими организациями – пишем заявления в правоохранительные органы, письма хостерам, которые хостят эти ресурсы, рекламодателям, которые рекламируются на этих ресурсах и прочее…

Еще одна проблема: зачистка – это временные меры. Потому что удовольствие это не из дешевых. В какой-то момент легальным сервисам уже нецелесообразно продолжать тратить столько денег на зачистку, и она прекращается, переключаемся на другую новинку. Вот как-то так и боремся…

На Ваш взгляд, теоретически возможно ли побороть пиратство в Сети?

Возможно, конечно. Как минимум снизить его до приемлемого уровня, когда пиратство не мешает массовому потреблению легального контента. В той или иной степени пиратство поборено в США, в некоторых европейских странах, Сингапуре… Но чтобы все правильно понимали саму суть пиратства, следует сказать, что основа его – коррупция в стране. Взятки правоохранителям, судьям, телекому, контролирующим органам, политикам – все это порождает безнаказанность пиратов и лиц, их финансирующих. Потому для успешной борьбы с пиратством нужно в первую очередь хотя бы начать бороться с коррупцией на национальном уровне. Иначе все упражнения в этой сфере бессмысленны.

Как сделать так, чтобы люди больше покупали, а не загружали его с пиратских ресурсов?

Два фактора важны – качество, доступность продукта и снижение уровня пиратства. Без качественного, стабильного и удобного сервиса им пользоваться не будут. Ну и, конечно, библиотека контента должна быть обширной, разнообразной, свежей и, при всем при этом – доступной, недорогой.

Ну и, конечно, чем сложнее будет найти и пользоваться пиратскими ресурсами, тем больше предпочтение пользователи будут отдавать легальным площадкам. Как пример можно привести SmartTV-телевизоры, где попросту нет пиратов или они крайне сложно доступны. На такой платформе пользователи платят по несколько раз в месяц за просмотр фильма, находят это достаточно удобным и не сильно бьющим по карману. И это при том, что эти же пользователи на компьютерах могут потреблять и пиратское видео! Просто телевизор удобнее и приносит больше удовольствия – так почему же за это не заплатить небольшую сумму?

Расскажите о роли государства в борьбе с пиратством? Какие усилия уже сделаны в этом направлении, а где еще есть недоработки.

Это самый больной для нас вопрос. Государство не работает, по факту. Не поверите, но и сейчас, и два и пять лет назад законодательно и процессуально государство уже могло бороться с пиратством – для этого были и законы, и ответственность, и все нужные для наступления ответственности инструменты. Но почему-то вот не работает судебная система в этом направлении. Не работают и правоохранительные органы так, как надо. Да, попытки, конечно, были. Но до того топорные, что когда пытались бороться с пиратством, трещал весь интернет страны и не только – с несоизмеримой силой и бестактным напорством – как будто милиция не очкариков-программистов пришла арестовывать, а антитеррористическую операцию в офисном здании проводила. Но хуже всего, что даже если такое и случалось, и вдруг какой-то пират переставал работать, то длилось это считанные дни. Потом вдруг как ни в чем не бывало появлялся вновь в сети – договаривались. Коррупция, ну конечно 🙂

Но мы все же пытаемся эту систему излечить или хотя бы подправить да подлатать, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки. Уже больше года пишется антипиратский закон. Версий его было великое множество. А о том, как он создавался, переписывался, пропихивался, саботировался, срывался и снова переписывался, можно снимать если не триллер, то как минимум комедийную драму. Слишком много участников, слишком много интересов вдруг оказались мистическим образом переплетены и связаны. Проблема пиратства привлекла внимание, казалось бы, всего рынка – и интернет-операторы, и телевидение, и музыкальный бизнес, и хостеры, и регистраторы доменных имен, десятки общественных организаций – все хотели участвовать и контролировать процесс. Это не считая множества чиновников, которым борьбу с пиратством, как одно из приоритетных направлений в контексте борьбы с коррупцией, спустили сверху ввиду развернутой работы по ассоциации с ЕС. В общем, страдали, ругались, ссорились, мирились и снова ссорились, объединялись в группы и выходили из коалиций – все как в настоящих политических роликах.

В итоге появилось два проекта закона. Один – разработанный министерством экономики под пристальным вниманием европейских экспертов, другой – совместный труд объединения крупнейших в стране правообладателей. Оба закона должны эффективно бороться с пиратством. Оба предусматривают досудебные процедуры урегулирования споров. Какой-то чуть жестче (европейский), а какой-то более мягкий ко всем (украинские правообладатели). И против обеих концепций злостно выступает большинство мелких и средних телеком-операторов и хостеров. С завидной регулярностью проходят пресс-конференции, на которых представители интернет-общественности на повышенных тонах доказывают, что новые законы – это цензура, это диктаторские приемы, оставшиеся от предыдущей власти и т.д. Хотя в то же время крупнейшие новостные сайты говорят, что ни о какой цензуре в законах не идется и они не переживают ни о каком давлении, да и о какой диктатуре идет речь, если изложенные в законах механизмы работают в самых что ни на есть демократических странах и разрабатывались вместе с западными экспертами, которые как раз и борются с пережитками прошлой власти – теневой экономикой, коррупцией и вседозволенностью?

Но ладно. Очень надеемся, что в самое ближайшее время у нас закон все же появится, а вместе с ним, того и смотри, и коррупции поубавится.

Часто ли Megogo атакуют хакеры?

Часто. По факту, мы отбиваем разные по сложности и интенсивности атаки каждую неделю. Зачем они? Я лично затрудняюсь ответить. Никаких требований или условий нам никто не выдвигает. Но такое повышенное внимание нам, честно говоря, очень льстит – значит, мы точно на верном пути, раз мешаем кому-то, кто способен на вредительство, а не на честную конкуренцию или выход из тени. Пока особых хлопот нам это тоже не доставило.

Отдельный разговор о Smart TV – по вашим словам, здесь растет рынок платных транзакций? С чем это связано и будут ли пираты прикладывать усилия, чтобы зайти на этот рынок? Или у вас есть все рычаги остановить это? 

Особенностей две. Во-первых, это закрытая, полностью контролируемая производителем среда. Сюда могут попасть только легальные игроки. Потому тут честная конкуренция. Если какой-то игрок грубо нарушает правила, то после предупреждения он покидает поле – его приложение удаляется, и более не доступно в маркете телевизоров.

Ну а во-вторых, сюда невозможно привлечь трафик, как это делается, например, в интернете. Особенность, больше схожая на офлайн-сервис, чем на привычный онлайн. Можно хоть из штанов выпрыгивать, но если твой сервис не суперудобный и не размещен на самых лучших позициях в SmartTV разделе, то о бешеной популярности можно забыть. Тут всем управляют производители телевизоров. Потому нужно договариваться с ними и еще быть очень крутыми, чтобы вас тоже готовы были бы продвигать и зарабатывать с вами вместе.
Вот, в общем-то, и все особенности. Остальное – как везде – главное, чтобы пользователь был доволен.